СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Артикуляционная гимнастика


Каждое упражнение выполнять по 10-15 раз (стоя или сидя с обязательным соблюдением правильной осанки). Добиваться четкого, точного, плавного выполнения движений. Сначала движения выполняются медленно, неторопливо. Постепенно комплекс упражнений усложняется. Возможно и желательно выполнение под счет, музыку

Примерный перечень упражнений представлен в списке. Нашим ученикам бонус – диск с записью гимнастики для артикуляции, рук и пальцев (более 40 упражнений). Смотрите версию диска на сайте.

  • «Яблоко». открыть рот и подержать его открытым 10-15 сек.
  • «Жвачка» - жевательные движения с сомкнутыми губами.
  • «Мороз» - легкое постукивание зубами – губы разомкнуты.
  • «Улыбка – трубочка» - растягивание разомкнутых губ, зубы при этом сомкнуты, видны верхние и нижние резцы, затем вытягивание губ вперед.
  • «Варенье» - облизать широким языком верхнюю губу, затем нижнюю.
  • «Щетка» - почистить за верхними зубами, за нижними.
  • «Маляр» - кончиком языка водить по небу, губы в улыбке.
  • «Орешки» - попеременно заводить язык щеку, за правую, за левую
  • «Колесо» - рот закрыт, круговые движения языком,
  • «Мартышка» - рот закрыт, язык за верхней губой.
  • «Бульдог» - рот закрыт, язык под нижней губой.
  • «Блинчик» – широкий расслабленный язык положить на нижнюю губу, подержать.
  • «Мясорубка» - покусать язык от кончика до середины.
  • «Качели» - рот открыт, движения языком вверх-вниз.
  • «Чашечка» – рот открыт, края языка округляются, образуя форму чашки.
  • «Присоска» -  рот открыт, кончик языка присасывается к альвеолам.
  • «Грибок» – язык  присасывается к твердому небу,.
  • «Гармошка» - открывать и закрывать рот, язык в позе «грибка»
  • «Лошадка» - цокать  как лошадка.
  • «Пулемет» - рот открыт, кончик языка стучит по альвеолам «д-д-д-д-д-д»
  • «Толстушка» - «Худышка» - надуть щеки, втянуть
  • Зевание. Просто зевать.

Упражнения для правильного речевого выдоха

  • Задувание на кончик языка (вертушки, мыльные пузыри, ватные шарики, карандаш)
  • Сдувание с кончика языка (ватного или бумажного шарика)
  • Надувание воздушных шаров (1-2 в день)


Видео по артикуляционной гимнастике: