СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Аутизм: причины, симптомы, коррекция

Расстройства аутического спектра связаны с поражением центральной нервной системы и отражаются на всем развитии ребёнка. Мы расскажем о причинах, признаках и способах терапии при аутизме.


Причины

Аутизм может быть обусловлен исключительно генетикой, однако в большинстве случаев расстройства аутического спектра обусловлены сочетанием генетических факторов и условий окружающей среды – экологией, состоянием организма матери до беременности, внутриутробным развитием, процессом родов. Этот комплекс факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка.


Признаки

Симптомы аутизмы выражены в поведении и физическом состоянии ребёнка. Они могут выявиться уже в грудном возрасте, однако наиболее отчетливо покажут себя к 1,5-3 годам.


Социальное взаимодействие: ребенок не проявляет интереса к играм других детей, его трудно чем-либо заинтересовать, не повторяет движений и звуков за взрослыми. Он как бы “на своей волне” и может даже расстраиваться, если вы пытаетесь разделить с ним его занятие. Ему безразлично, рядом ли родные; он не отзывается на свое имя, избегает зрительного контакта и не отвечает на улыбку, сопротивляется объятиям.


Речевая коммуникация: ребенок не использует жесты, поздно начинает говорить, а если и знает слова, не использует их для коммуникации. Он может автоматически повторять услышанных от вас или в мультфильмах слова, никому их не адресуя; игнорировать обращенную к ним речь. Вместо того, чтобы сказать или показать родителям, чего он хочет, ребенок молча, но настойчиво подведет взрослого к связанному с желанием предмету.


Стереотипность поведения, игр и интересов: ребёнок склонен к монотонным действиям – например, включать и выключать свет, долго перебирать пальцами перед своим глазами. Характерен “нездоровый” интерес к обычным предметам быта (как правило, одному определенному - например, проводам) и безразличие к игрушкам (или внимание только к части игрушки): так, он может “прилипнуть” взглядом к вентилятору или обогревателю и крутить колесо машинки. Также он может долго вертеться вокруг своей оси, махать руками и раскачиваться, ничем не занимаясь параллельно.


Моторика: у ребенка может быть неравномерность моторных навыков. Например, ребенок неуклюж у него плохая координация, при этом у него поразительная способность удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Другие возможные “пробелы” – нарушение оценки расстояния до предмета, неспособность удерживать предметы, трудность хождения по лестнице.


Обостренная чувствительность. Ребенок может болезненно воспринимать яркие впечатления – шум, громкую музыку, яркий свет, острые запахи, а также прикосновениям (сопротивляется одеванию, мытью, причесыванию и т.д.). Иногда это касается только одной области чувств. Так или иначе, подобная гиперчувствительность – причина того, что ребенку с аутизмом тяжело адаптироваться к новым условиям, меняющейся обстановке.


Причинение вреда самому себе и нарушенное чувство опасности. У ребенка с аутизмом может быть сниженная болевая чувствительность, приводящая к самотравмированию, и отсутствие чувства самосохранения.


Физические: расстройства ЖКТ (понос и запор, ограниченный набор принимаемых ребёнком продуктов), нарушения сна (неразличение дня и ночи, короткий и беспокойный сон, трудности засыпания).



Как общаться и обучать

Мы дадим несколько основных рекомендаций, которые помогут родителям и педагогам сделать общение и обучение ребенка с аутизмом максимально эффективными.


  • Обращенная к ребёнку речь должна быть понятной, четкой, с паузами и смысловыми акцентами.

  • Задавая ребёнку вопрос, нужно предоставлять ему достаточно времени на обдумывание.

  • Необходимо дозировать информацию, предоставлять ее порционно.

  • Наиболее сложную информацию преподносить не только устно, но и визуализируя – спровождая иллюстрациями, жестами или дублируя текстом

  • Каждое задание должно сопровождаться четкми инструкциями, примерами решения, иметь начало и конец.

  • Большое задание нужно делить на маленькие, чтобы ребёнок не пугался невыполнимой задачи[, а решал ее пошагово.

  • Увидев затруднения, связанные с социальным взаимоействием, приведите ребёнку историю-пример поведения в конкретной ситуации.

  • Предоставляйте ребёнку возможность выбирать и самостоятельно выполнять бытовые действия: так он понемногу начнет чувствовать себя независимым.

  • Последовательно обучайте ребёнкам таким социальным знакам общения, как жесты, выражения лица, мимика, язык тела. Помните: этому можно научиться наравне с чтением и письмом. Важно воспитывать их в различных условиях – дома и в общественных местах, в кругу семьи и в детском саду.

  • Тщательно готовьте ребенка к любым изменениям. Объясните, почему они необходимы и что теперь будет лучше. Расскажите в подробностях, какими будут новые условия, нарисуйте их, разыграйте сценку.

  • Спланируйте график ежедневных действий и придерживайтесь его. Поступая в соотвтетствии с его “рутинным” сознанием, вы снижаете уровень его тревожности.

  • Не акцентируйте внимание и не прерывайте жестко самостимулирующее поведение ребёнка – раскачивание, кружение, потряхивание руками. Оно помогает ему сосредотачиваться на решении школьных задач. Корректно объясняйте окружающим особенности ребёнка, покажите им, как можно ему помочь.

  • Снизьте количество отвлекающих раздражителей, как то: броские украшения, резкие духи, фоновый шум с улицы (во время занятий можно использовать бируши). Уберите вещи, не необходимые прямо сейчас. Кроме того, лучше использовать естественное освещение: лампы могут вызывать у ребенка сенсорные проблемы.

  • Используйте специальные сенсорные игрушки и приспособления (например, утяжеляющий коврик) – они помогут ребенку сосредоточиться.

  • Используйте интересы ребёнка для его умственного развития. Например, если он любит машины, пусть считает их, развивая навык работы с цифрами.

  • Профессиональная помощь

    Специалист по преодолению расстройств аутического спектра подходит к каждому ребёнку индивидуально, в зависимости от симптомов и сопутствующих нарушений. С одними детьми требуется проделать огромную работу по приобретению навыков социального поведения, преодолению чрезмерной эмоциональной замкнутости и формированию речи. Другим требуется восполнить лишь некоторые “пробелы” – настроить те или иные каналы восприятия и усвоения информации, развить моторику. С третьими нужно подключать лекарства – например, чтобы снизить гиперактивность и раздражительность, привести в норму сон и работу ЖКТ.


    Базовым и самым эффективным методом коррекции аутических расстройств специалисты считают поведенческую терапию. Она предполагает последовательное, длительное обучение гармоничному поведению с постоянным поощрением успехов. Один из главных залогов успеха терапии – рано начатая помощь.


    О расстройствах аутического спектра читайте также по ссылке.



    Если у вас есть вопросы по поводу речевой и поведенческой терапии детей с аутизмом, закажите обратный звонок специалиста, заполнив форму, или запишитесь на консультацию по телефону +7(921) 995-61-57.