СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания.


Оно способствует налаживанию процесса газообмена и кровообращения головного мозга и всего организма, а также успокаивает и способствует концентрации внимания; задействует все отделы легких, обеспечивает массаж органов брюшной полости; способствует улучшению самочувствия и общему оздоровлению.


Техника выполнения:

  1. Положите одну руку на живот выше пупка, а другую руку - на грудь. Это необходимо для контроля правильности освоения техники дыхания животом.
  2. Отработку дыхательных упражнений лучше начинать со стадии выдоха после чего необходимо сделать вдох через нос без напряжения и усилий. Попросите ребенка представить, что он надувает воздушный шарик в животе, поэтому живот ребенка должен при вдохе «надуться».
  3. Плавно, без паузы необходимо сделать выдох через приоткрытые губы. Выдох должен быть с некоторым сопротивлением. Попросите ребенка представить, что он выпускает воздух из шарика, соответственно, живот «сдувается». Перемещение диафрагмы должны быть спокойны и естественны. Выдох делайте длиннее вдоха в 2-4 раза. Обращайте на это особое внимание.
  4. За выдохом без задержек и паузы наступает фаза вдоха. Дыхательный цикл повторяется.

При дыхании животом убедитесь, что плечи и грудная клетка вашего ребенка расслаблены и неподвижны (рука на груди не перемещается). Двигаться должен только живот. Выполнять брюшное дыхание необходимо по мере усвоения, сначала лежа, потом сидя и затем стоя.


Несколько важных моментов, которые стоит учитывать при освоении диафрагмального дыхания:

  • Для практики необходимо найти комфортное, тихое место, создать спокойную обстановку, где вы и ваш ребенок можете расслабиться, удобно сидеть или лежать. Исключите внешние раздражители: звуки радио, телевизор и т.п.
  • Одежда не должна сдавливать область живота, лучше найти одежду свободного кроя.
  • Если вы выполняете дыхание в положение сидя, убедитесь, что ваше сиденье мягкое, со спинкой, чтобы не испытывать дополнительное напряжение мышц спины и плечевого пояса.
  • Занимайтесь каждый день по 5-10 минут. После каждых 2 минут делайте небольшой перерыв.
  • Занимайтесь в одно и то же время, например, перед сном или утром, после пробуждения. Так вы быстрее сможете превратить дыхательную гимнастику в привычку.




Как метод БОС помогает сформировать навык диафрагмального дыхания?

Биологическая обратная связь (БОС) - «физиологическое зеркало», которое помогает клиентуувидеть на мониторе компьютера как протекает его дыхание, меняется мышечное напряжение, температура и другие физиологические параметры.


Метод основывается на принципе перевода информации, получаемой при помощи специальных датчиков от тела человека (электрические физиологические сигналы) в картинку или звук – сигналы обратной связи.


Когда я надеваю ребенку манжеты с датчиками, которые считывают пульс, иногда у него возникает опасение, что это может быть больно. Я объясняю, что никакого воздействия нет, больно не будет, ведь это всего счетчик пульса, как в фитнес-браслете.


Опасение сменяется интересом, когда оказывается, что можно изменить картинку, проиграть видеоряд, открыть шторку, заполнить цветом стакан, пустить виртуальные мыльные пузыри или задуть свечи без нажатия клавиш, только за счет правильного движения диафрагмы.


Важно, чтобы диафрагма двигалась правильно, ведь в ином случае перестает изображение остается статичным, ничего не происходит. В этот момент ребенок пытается подстроить свое дыхание под руководством взрослого так, чтобы игра продолжилась. Таким образом,тренируется навык диафрагмального дыхания, а кроме того и саморегуляция.


Таким образом, ребенок может на мониторе компьютера увидеть отражение своего дыхания и в короткие сроки (10-15 сеансов) уверенно овладеть навыками диафрагмального типа дыхания, а также в интересной и доступной для него форме научиться произвольно регулировать функцию дыхания. Формировать диафрагмальный тип дыхания с помощью метода БОС можно уже начиная с 4 лет при условии отсутствия грубых нарушений интеллекта, внимания, памяти; эпилепсии и судорожных состояний; соматических и эндокринных заболеваний в стадии обострения.


Важно также тренировать диафрагмальное дыхание без опоры на обратную связь от компьютера для поддержания устойчивого дыхательного стереотипа. Рекомендуются регулярные дыхательные практики в перерывах между курсами БОС-терапии.


Желаем успехов!


Автор статьи: нейропсихолог Ольга Карташова