СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Как победить бульбарную дизартрию

Термины и физиология дефекта

Дизартрия – одна из наиболее распространенных форм нарушений устной речи. Это расстройство связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В свою очередь, эти патологии обусловлены органическими поражениями центральной и периферической нервной системы.


Бульбарная дизартрия, соответственно – это разновидность дизартрии, связанная с периферическим параличом черепно-мозговых нервов. Эти нервы расположены в продолговатом мозге (отсюда название паралича – бульбарный от лат. Bulbus – луковица). Продолговатый мозг находится между мозжечком, большими полушариями и спинным мозгом и отвечает за витальные функции организма – сердцебиение, дыхание и глотание, а также регулирует защитные реакции – моргание, чихание, кашель, рвоту. Кроме того – и это особенно важно для речи – продолговатый мозг заведует тонусом мускулатуры тела, обеспечивает непроизвольную саморегуляцию мышц с помощью проприорецепции. Поражение ядер черепно-мозговых нервов, которые расположены в продолговатом мозге, и становится причиной нарушения произносительной стороны речи.


Триггеры для бульбарного паралича

В первую очередь, бульбарный паралич может быть обусловлен такими негативными воздействиями на ядра черепно-мозговых нервов как нейроинфекция (энцефалит), интоксикация, черепно-мозговые травмы, опухоли ЦНС, иногда осложнения после воспалений среднего уха.


В группу риска по бульбарной дизартрии попадают дети с родовыми травмами: на внутриутробной стадии развития и в момент рождения ребёнок особенно уязвим. Поэтому очень важно тщательно обследовать ребёнка в младенческом возрасте. Соберите детальный анамнез: если наблюдался тихий крик, писк, обильные срыгивания «фонтаном», нарушение сосания и глотания; если известно, что ребенок долго не переворачивался с животика на спинку – это серьезные поводы обратиться к детскому неврологу.





Симптомы: физиология и речь

При осмотре артикуляционного аппарата наблюдается мягкое вялое (свисающее) нёбо, отсутствуют или снижены нёбные рефлексы. Язык неподвижен, атрофирован или отклоняется в сторону; в случае поражения XII пары черепно-мозговых нервов в мышцах языка наблюдаются подёргивания. Глоточный рефлекс отсутствует или слабо выражен глоточный рефлекс, в связи с чем глотание затруднено (дисфагия), и человек может поперхнуться, пища может попадать в нос. Слюноотделение повышено, и, поскольку рот у человека с бульбарным параличом, как правило, приоткрыт, слюна вытекает. При приёме пищи, соответственно, она также выпадает изо рта.


Часто нарушаются функция дыхания. В частности, при двустороннем поражении могут наблюдаться афония и удушье. Может быть расстроена и деятельность сердца – ускорение и замедление пульса (тахикардия и брадикардия). Это особенно опасный фактор для новорождённых, часто в таком случае они не выживают.


Влияние бульбарного паралича на речь обусловлено, прежде всего, тем, что ограничена подвижность речевых органов и мимика. Артикуляция гласных сводится к нейтральному звуку, а звонких согласных – к глухому. В результате высказывание трудно разобрать (а при тяжёлых нарушениях возникает анартрия – полная неспособность произносить звуки). Кроме того, дефект проявляется в слабости голоса и речевого дыхания, нарушении интонаций и «носовом» оттенке речи.


Диагностические техники

Исследование речевого аппарата требует наблюдения за языком: специалист определяет, отклоняется ли орган в сторону – и если да, то в какую (это указывает на разновидность и степень тяжести паралича), есть ли атрофии, тремор. Кроме того, важно диагностировать состояние мыщц рта – в частности, складчатость губ и способность больного свистеть.


Для того, чтобы поставить диагноз, помимо осмотра органов речевого аппарата невролог должен провести такие симптоматические и инструментальные обследования как МРТ, ЭЭГ, ШОП.


Логопед, в свою очередь, проводит оценку состояния артикуляционной и мимической моторики (по Л.В. Лопатиной, Г.В. Дедюхиной), мышечного тонуса (гипотонус, дистония), способности к непроизвольным и произвольным движениям (диспраксия, апраксия), качества артикуляционных и мимических движений (точность, ритмичность, амплитуда, сила мышечного сокращения, время фиксации артикуляционного уклада, количество правильно выполненных движений, переключаемость с одного движения на другое и др.)


Необходимый итог обследования – комплексный профиль структуры двигательного нарушения.


Способы лечения

В первую очередь, необходимо обеспечить поддержание жизненно важных функций – глотания и дыхания. Здесь задействуется медикаментозное лечение: применяются лекарственные препараты, улучшающие метаболизм в нервных клетках и нормализующие мышечный тонус, а также витаминные комплексы.


Далее, подключается неврологическая и нейропсихологическая коррекция: ЛФК, кинезиотерапия, рефлексотерапия, музыкотерапия, занятия с нейропсихологом.


Логопедическая работа включает такие мероприятия как:


  • артикуляционные упражнения, активная и пассивная логопедическая гимнастика;

  • различные техники массажа (но не обычный логопедический зондовый – при бульбарном параличе он малоэффективен): классический ручной, точечный по БАТ, изотонические упражнения, искусственная локальная гипо- и гипертермия;

  • дыхательные упражнения и БОС-терапия (проводятся курсами);

  • голосовые упражнения (распевки, логоритмика, речь под метроном).

  • Прогноз и продолжительность коррекции зависит от тяжести поражения черепно-мозговых нервов. Кроме того, последовательность и комбинации процедур зависят от индивидуальной ситуации и определяются после тщательной диагностики.


    Автор статьи: Анна Белик


    В нашем центре проводится логопедическая диагностика при бульбарной дизартрии, а также практикуются все перечисленные выше методики коррекции! Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09