СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Каким образом лучше исправлять ошибки ребенка?

Каким образом лучше исправлять ошибки ребенка?

Существуют различные представления относительно роли взрослых в усвоении языка ребенком. Знаменитый исследователь детской речи Д. Слобин пишет о том, что «родители очень мало внимания обращают на грамматическую правильность или неправильность речи своих детей. Их больше всего интересует, что хочет сказать ребенок, а не структуры предложений, которые он использует».


Однако при тщательном анализе данных детской речи обнаружились многочисленные исправления взрослым речевых ошибок ребенка.


Как родители исправляют речь ребенка?


Во-первых, это прямые исправления: взрослый произносит правильный вариант, часто сопровождая его словами «А говори…»; «Не…, а …»!!


Во-вторых, исправления бывают косвенные, когда взрослый реагирует на ошибку, но не произносит нормативный образец:
a) переспросы, вопросы – взрослый либо действительно не понимает, либо изображает непонимание («Как ты сказал? Что-что? Разве это?..»);
б) осуждение детской ошибки («Неправильно ты говоришь», «А правильно сказать…» «Как следует скажи», «Это не…», «Нет такого слова»; смех);
в) повторение взрослым ошибки ребенка с интонационным подчеркиванием;
г) предложение ребенку исправиться через аналогичный пример (ребенок сказал лисёнки – напоминаем ему: Ты ведь правильно говоришь - цыпленок – цыплята).


Оказалось, что от 2 до 3 лет лучше исправлять ребенка напрямую, хотя даже в этом возрасте ребенок уже начинает реагировать на косвенные исправления. И это понятно: если ребенок слышит исправление, он может просто повторить, не задумываясь, а спустя некоторое время опять ошибиться. Если мы исправляем так, что ребенок вынужден подумать и вспомнить правильную форму, скорее всего он запомнит это и перестанет ошибаться.


Иногда взрослые исправляют ребенка и удивляются, что тот либо даже не повторяет за ним, либо повторяет, а вскоре опять так же точно ошибается. Дело в том, что ребенок не реагирует на исправления тех языковых явлений, которые еще недоступны ему психологически и когнитивно. Например, до 3 лет ребенком не воспринимаются исправления, связанные с ошибками у существительных среднего рода (другая ведерка); даже в 6 лет ребенок с хорошим речевым развитием может не воспринимать исправлений существительных, имеющих в норме только форму единственного числа (капусты растут).


Итак, когда исправлять и когда не исправлять речь ребенка и как это делать?
1. Не стоит исправлять ребенка каждый раз, когда вы слышите его ошибку. Если, например, вы понимаете, что он еще не способен сказать какой-то звук, не обращайте на это внимания.
2. Исправлять нужно, когда языковое явление находится в зоне ближайшего развития ребенка. При этом вы можете напомнить ребенку, что похожие слова он уже знает и привести примеры.
3. Пробуйте исправлять ребенка по-разному: и напрямую, произнося правильный вариант, и косвенно, переспрашивая ребенка (что ты сказал?) или изображая непонимание (я не расслышал тебя, не понял, уточни). Посмейтесь над ошибкой ребенка (по-доброму, конечно же!), повторив ее.
4. Покажите ребенку похожий пример: танцует (а не танцевает) - так же, как рисует и целует; сон – сны (а не соны), как огурец - огурцы, носок – носки.


Удачи вам!



Автор статьи: Елисеева Марина Борисовна