СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь.


Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. Цвет вообще играет важную роль в нашей способности опознавать предметы и различать их детали, а потому это один из самых значимых признаков предмета. Для детей – особенно.


По расцветке ребенок узнаёт любимый наряд мамы, бабушкин платок, папин галстук, свою чашку, игрушку. Он с радостью берёт в руки карандаши или краски, чтобы рисовать цветные картины.


Как развивается восприятие цветов

Учеными выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 месяцев. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета. Позже развивается способность распознавать цвета коротковолновой части спектра - зеленый, синий. К 3–4 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Дети уже умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Но все же необходимо закреплять полученные знания о цвете. При этом важно не только выучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать, где цвета встречаются. Например, обратить его внимание на то, как меняют свою окраску листья осенью; показать, какой бывает радуга и из каких цветов она состоит.


Чувство цвета, как полагают психологи и педагоги, стоит в ряду способностей человека, которые можно развивать. На индивидуальных и групповых занятиях в нашем центре специалисты помогают ребенку сформировать правильное цветовосприятие и скорректировать проблемы, если они есть.


Расскажем о некоторых играх из нашего арсенала, которые можно практиковать дома.


Дидактическая игра «Собери капельки в стакан»

Цель: определить способность ребенка различать основные цвета и выполнять практические действия на основе этого различения


Материал: цветные стаканчики 4 основных цветов, кружочки разного цвета


Ход игры: попросите ребенка собрать в каждый стакан кружочки одного цвета. «Наберем целый стакан одинаковых капелек»


Дидактическая игра «Собери лепестки»

Цель: определить способность ребенка различать основные цвета и выполнять практические действия на основе этого различения


Материал: карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепестки


Ход игры: дайте ребенку лепестки разного цвета и покажите, как можно наложить лепестки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросите собрать все лепестки. А теперь вложите разноцветные серединки.


Дидактическая игра «Собери цветик-семицветик»

Цель: определить способность ребенка различать основные цвета и выполнять практические действия на основе этого различения


Материал: карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепестки.


Ход игры: дать ребенку лепестки разного цвета и предложить наложить на рисунок лепестки разного цвета вокруг серединки цветка.


Дидактическая игра «Сложи цветочек»

Цель: научить распределять цвета по наглядному образцу


Материал: мозаика, альбом


Ход игры: у ребенка теперь есть опыт собирания цветка из игр «Собери лепестки», «Собери цветик-семицветик». Попросите найти мозаику того же цвета, что на первой странице альбома, и закрепить ее на игровом поле. Выполните пошаговые действия, опираясь на альбом. Попросите назвать цвет получившегося цветка.


Дидактическая игра «Сложи пирамидку»

Цель: научить размещать цвета по наглядному образцу


Материал: мозаика, альбом

Ход игры: у ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику того же цвета, что на первой странице альбома, и закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать цвета колечек получившейся пирамиды.


Также:


Возьмите три предмета – два одинакового цвета, а третий – другого. Поиграйте с ребенком в «третий лишний».


Давайте ребенку несложные задания, например:


  • раскрасить картинку нужными цветами
  • подобрать для любимой куклы косыночку того же цвета, что и ее сарафан
  • составить узор-орнамент из элементов разных цветов
  • отобрать из мячиков (флажков, кубиков) только красные (желтые, синие) и т. д.

  • Предложенные нами игры вы можете моделировать по-своему, приспосабливаясь и к возрасту ребенка, и к его индивидуальным особенностям.


    Автор статьи - логопед-дефектолог Евгения Игоревна Ихсанова