СТАТЬИ
Как победить бульбарную дизартрию

Термины и физиология дефекта Дизартрия – одна из наиболее распространенных форм нарушений устной речи. Это расстройство связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В свою о...

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходи...

Задержка развития речи: причины, симптомы, коррекция

Задержка речевого развития (ЗРР) отмечается у детей уже в раннем возрасте. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников. В возрасте полутора - двух лет разница несущественна, но очевидн...

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.


Шкала оценки нервно-психической сферы

0-2 месяца


Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.


3 месяца


Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.


4-6 месяцев


Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух - реакция на звук пищалки и манки.


7-8 месяцев


Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.


9-11 месяцев


Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.


1 год


Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.


Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:


1. Сбор анамнеза за все периоды развития - во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.


2. Собственно процедура логопедического обследования (30 - 40 минут).


Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.


Рекомендованное оборудование:

- картонная коробка: 10 - 10 - 10 см
- ткань или салфетка
- машинка яркого цвета: 12,5 см
- двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
- баночки с манкой, горохом, гречкой
- юла яркого цвета
- кубики разного цвета 10 шт. 2,5 - 2,5 - 2,5 см
- мяч яркого цвета 10 см в диаметре
- звучащие игрушки: колокольчик - 5 см в диаметре и 10 см высотой
- молоточек



Примеры тестовых заданий

  • Установление контактного взгляда. Привлечение внимания

  • Перемещение взора от одного объекта к другому. Визуальное слежение за объектом и представление о его постоянстве. Плавное слежение за медленно движущимся объектом, описывающий в дугу в 180 градусов.

  • Способность локализовать источник звука. Взрослый стоит позади ребёнка и производит звук предметом в течение нескольких секунд - справа, слева и над головой малыша в случайном порядке. Ребёнок не должен видеть движение руки экспериментатора. После каждого звука - пауза. Фиксировать попытки ребёнка найти источник звука глазами.

  • Способность к имитации [с 8 мес.] Постучать 2 кубиками друг о друга, ребёнок в ответ постукивает кубиком по полу или по кубику, находящемуся в руке экспериментатора.

  • Представления об операциональной причинности. Нужно определить, вызывает ли реакцию ребёнка прекращение действия. Взять 2 деревянных ярких кубика и постучать ими друг о друга перед малышом.

  • Развитие представлений о предметах [с 2 мес.] Взять набор предметов (резиновая игрушка, кусочек бумаги, кубики, коробка, погремушка), давать по одному и наблюдать за действиями младенца с каждым из них.

  • Понимание социальных свойств предметов [с 10 мес]. Предложить ребёнку куклу, кукольную одежду или посуду, мебель, машинку. Наблюдать, как ребёнок использует эти предметы. Оценивается адекватность применения, характер игровой деятельности.

  • Что в результате тестирования?

    Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование "уязвимых" сфер. В коррекцию входит:


  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

  • Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!


    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09