СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходит логопедическое обследование.


Шкала оценки нервно-психической сферы

0-2 месяца


Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому при зрительном контакте. Стадия фонации.


3 месяца


Стадия гуления, ребенок вступает в голосовой контакт, если услышит обращенный к нему ласковый голос. Появляются гласные и согласные звуки. Слух: реагирует на звук пищалки.


4-6 месяцев


Появляется визг, смех . Речь: новые звуки, певучее гуление, лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации, различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Слух - реакция на звук пищалки и манки.


7-8 месяцев


Канонический лепет, стремится привлечь к себе внимание звуками, развивается отраженный лепет (повторения слоговых цепей). Слух – реакция на все звуковые сигналы.


9-11 месяцев


Активно общается с помощью жестов. Может использовать 1-2 лепетных слова. Ползает, манипулирует предметами: пробует их, обследует. Способен выполнять простые одноступенчатые инструкции. Начинает понимать социальные свойства предметов. Отзывается на имя.


1 год


Ребёнок понимает 30-50 слов; инструкции, сопровождаемые жестами. Начинает ходить и исследовать территорию. Реагирует на запрет.


Логопедическое обследование: алгоритм и структура

Диагностика проходит в 2 этапа:


1. Сбор анамнеза за все периоды развития - во время беременности, родов и в первые недели жизни ребёнка. Изучение медицинской документации, моторного профиля.


2. Собственно процедура логопедического обследования (30 - 40 минут).


Желательно проводить тестирование на территории ребенка, где он может свободно передвигаться и чувствовать себя в безопасности.

Тестирование

Тесты направлены на обследование контактности, артикуляционного аппарата, слухового и зрительного восприятия (способности визуально следить за объектом, реагировать на его исчезновение и возвращение, показывать его часть), вокализации (способности повторять за экспериментатором), ментальных операций.


Рекомендованное оборудование:

- картонная коробка: 10 - 10 - 10 см
- ткань или салфетка
- машинка яркого цвета: 12,5 см
- двигающиеся механические игрушки яркого цвета: 10-15 см
- баночки с манкой, горохом, гречкой
- юла яркого цвета
- кубики разного цвета 10 шт. 2,5 - 2,5 - 2,5 см
- мяч яркого цвета 10 см в диаметре
- звучащие игрушки: колокольчик - 5 см в диаметре и 10 см высотой
- молоточек



Примеры тестовых заданий

  • Установление контактного взгляда. Привлечение внимания

  • Перемещение взора от одного объекта к другому. Визуальное слежение за объектом и представление о его постоянстве. Плавное слежение за медленно движущимся объектом, описывающий в дугу в 180 градусов.

  • Способность локализовать источник звука. Взрослый стоит позади ребёнка и производит звук предметом в течение нескольких секунд - справа, слева и над головой малыша в случайном порядке. Ребёнок не должен видеть движение руки экспериментатора. После каждого звука - пауза. Фиксировать попытки ребёнка найти источник звука глазами.

  • Способность к имитации [с 8 мес.] Постучать 2 кубиками друг о друга, ребёнок в ответ постукивает кубиком по полу или по кубику, находящемуся в руке экспериментатора.

  • Представления об операциональной причинности. Нужно определить, вызывает ли реакцию ребёнка прекращение действия. Взять 2 деревянных ярких кубика и постучать ими друг о друга перед малышом.

  • Развитие представлений о предметах [с 2 мес.] Взять набор предметов (резиновая игрушка, кусочек бумаги, кубики, коробка, погремушка), давать по одному и наблюдать за действиями младенца с каждым из них.

  • Понимание социальных свойств предметов [с 10 мес]. Предложить ребёнку куклу, кукольную одежду или посуду, мебель, машинку. Наблюдать, как ребёнок использует эти предметы. Оценивается адекватность применения, характер игровой деятельности.

  • Что в результате тестирования?

    Проведя комплексную оценку состояния развития ребёнка, логопед формирует индивидуальную программу коррекции. Она строится на базе сохранных нейрофизиологических механизмов, и направлена на доведение до возрастной нормы и последующее совершенствование "уязвимых" сфер. В коррекцию входит:


  • развитие коммуникативной сферы
  • логопедические занятия
  • паллиатив, фармакотерапия
  • обучение родителей правильному речевому общению с малышом, создание правильной речевой среды

  • Специалисты нашего центра проводят комплексную диагностику речевого и общего развития детей до 1 года, а также коррекционные и развивающие занятия. Будем рады помочь!


    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09