СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Побуквенное, послоговое и глобальное чтение

ПОБУКВЕННОЕ ЧТЕНИЕ

Направлено на запоминание образа буквы и соотнесение части слова, обозначающего предмет, с самим предметом.


Раскладываем разные картинки или лото, подбираем начальные буквы названий картинок. Сначала родители четко называют буквы и показывают соответствующую картинку. Передаем букву ребенку (хорошо вместе с буквой дать ребенку что-нибудь вкусное) и показываем, куда ее нужно положить. Ребенок выполняет задание. Со временем он научится самостоятельно класть буквы на нужные картинки.


После освоения начала слова можно приступать к окончанию.


Подбираем несколько картинок, названия которых заканчиваются на один звук (кит, кот, рот). Наклеиваем их на карточку одна над другой, а справа - крупную букву, на которую оканчиваются все названия. Делаем несколько таких карточек с разными конечными буквами. Берем набор пластмассовых букв. Когда взрослый произносит слово, он выделяет голосов конечную букву. Ребенок выбирает нужную пластмассовую букву и кладет на напечатанную букву справа от картинок.


Внимание! Для упражнения можно использовать для упражнения только те буквы, которые пишутся так же, как произносятся. Нельзя использовать те слова, в конце которых - парные звонкие согласные (Б, В, Г, 3, Д, Ж) или йотированные гласные буквы (Я, Е, Ё, Ю).


ПОСЛОГОВОЕ ЧТЕНИЕ

Необходимо составить слоговые таблицы с такими парами:


  • согласный + гласный (па, мо)
  • гласный + согласный (ап, ом)
  • Можно взять одну согласную с разными гласными (ла, ло, лу) или одну гласную с разными согласными (ап, ап, ак).


  • Каждый слог можно написать на двух карточках - маленькой и большой. Ребенок должен соотнести одинаковые карточки, когда взрослый называет слог.

  • Берем пластмассовые буквы и карточки со слогами. Когда взрослый называет слог, ребенок накладывает пластмассовые буквы на карточку со слогом.

  • Пластмассовые буквы соединяем в слог ниткой длиной в 10-15 см. Оставляем буквы на расстоянии друг от друга. Когда взрослый произносить слог, ребенок приближает буквы друг к другу.



  • ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ

    Цель и суть глобального чтения - научить ребенка узнавать написанные слова целиком, не расчленяя их на буквы. Вводить такое чтение можно только тогда, когда ученик научился соотносить предмет и его изображение, подбирать парные предметы или картинки.


  • Используем знакомые имена (самого ребенка, близких, клички животных). Распечатываем фотографии и снабжаем их надписями на отдельных карточках. Ребенок рассматривает и запоминает. Далее карточки убираем и предлагаем ребенку соотнести картинку с карточкой (выбрать необходимую надпись и приложить ее к картинке).

  • Позднее таким же образом работаем с общими словами на все основные лексические темы (игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы). Когда порция материала более-менее усвоена, вводим новые слова. Рекомендуется ориентироваться на интересы ребенка.


  • Письменные инструкции. Пишем на карточках задания типа "покажи палец", "подойди к окну", "дай игрушку". Должно быть по несколько карточек в одним и тем же глаголом и меняющимися существительными. Ребенок должен реагировать на меняющиеся слова. Выполняем инструкции сначала вместе с ребенком, затем он выполняет их сам. Рекомендуется работать с зеркалом.

  • Читаем предложения. Готовим серию картинок, на которых одно лицо выполняет разные действия: собака сидит, собака бежит, собака лежит. Сопровождаем картинки надписями-предложениями, потом убираем и предлагаем ребенку соотнести надпись и картинку.

  • ЧТО ДАЕТ ГЛОБАЛЬНОЕ ЧТЕНИЕ?

  • развивает мышление ребенка и его импрессивную речь (под действием впечатления)

  • развивает зрительное внимание и память.