СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста

Дорогие мамы, папы, бабушки, сестры, братья и все родные и близкие ребенка! В Центре Анны Белик вы получили для заполнения опросник. Хочу рассказать вам о том, что он собой представляет, как создан, как его заполнять и главное – зачем это нужно.




Два опросника: «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» и «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» - охватывают различные сферы речевого развития детей. Опросники представляют собой русские версии двух американских опросников («The MacArthur Communicative Development Inventory»), видоизмененные в соответствии с русской реальностью и особенностями русского языка. Работа над русской версией велась сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) с 2000 года с разрешения авторов опросников, опросник адаптирован авторским коллективом (свидетельство о государственной регистрации базы данных МАКАРТ-РУС № 201 362 04 89 от 10 апреля 2013 г., авторы С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, В. Л. Рыскина,А. Вершинина, А. М. Вершинин). База данных речи детей от 8 мес. до трех лет пополнялась путем сбора заполненных родительских опросников (768 опросников для детей в возрасте от 8 до 18 мес. (416 мальчиков и 352 девочек) и 1037 опросников для детей в возрасте от 18 до 36 мес. (487 мальчиков и 550 девочек). Нормы речевого развития рассчитывались по всем пунктам опросника и по всем возрастам – общие и отдельно для мальчиков и для девочек.


Хочу подчеркнуть, что нормы речевого развития детей получены только нашим авторским коллективом.


Первый опросник («зайчик») оценивает:

  • сколько слов понимает и говорит ваш ребенок (первое на ранних этапах даже важнее, чем второе),
  • какие жесты производит,
  • как подражает родителям, выполняя различные действия;
  • использует ли воображаемые предметы и предметы-заместители.


Второй опросник («мишка») оценивает:

  • сколько слов говорит ваш ребенок;
  • умеет ли каким-то образом сказать о прошлом, будущем, об отсутствующих предметах и обозначить принадлежность;
  • умеет ли каким-то образом отвечать на вопросы;
  • изменяет ли существительные и глаголы;
  • умеет ли соединить слова во фразу и насколько длинные предложения говорит;
  • использует ли воображаемые предметы и предметы-заместители.


Прежде чем заполнять опросник, понаблюдайте за вашим ребенком в течение нескольких дней. Заполнение – это немалый труд, но внимательная оценка речевого поведения вашего ребенка очень полезна.


По результатам заполненного вами опросника оценивается возраст развития отдельных умений. Он определяется следующим образом: количество имеющихся у ребенка пунктов (слов, жестов и т. п.) из списка в опроснике сравнивается с тем же количеством этих пунктов в норме и определяется, в каком возрасте владение этим набором характерно для 50 % детей. Такое сопоставление позволяет указать, каков возраст развития ребенка в отношении данного умения и сравнить его с паспортным возрастом ребенка на момент заполнения опросника. Это устанавливается отдельно для мальчиков и для девочек.


Это важно для логопеда.


А для вас важнее другое!


Заполнение опросника (особенно ежемесячное) очень полезно для родителей: оно позволит вам задуматься не только над речью ребенка, но и над своим собственным речевым поведением и скорректировать его.

  1. Отлично, если опросник, заполненный мамой, дополнят другие члены семьи. Развитие речи ребенка – общесемейное дело.
  2. Опросник является своего рода подробным планом развития коммуникативных умений, жестов, словаря и грамматики.
  3. Периодическое заполнение опросника позволяет увидеть картину продвижения ребенка по пути освоения языка.
  4. Анализ заполненного вами опросника позволит вам задуматься над пробелами в развитии вашего ребенка (они могут быть возрастными, индивидуальными и педагогическими) и скорректировать ваше общение с ним.


С заполненным опросником можно записаться ко мне на консультацию – и очень надеюсь, что смогу вам дать конкретные советы по развитию речи вашего ребенка.


С уважением,
Елисеева Марина Борисовна