СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Игра и мозг: комментарий нейропсихолога

Важность игры для развития ребёнка – не секрет для грамотных родителей. Покупка разнообразных игрушек, всевозможные «прятки», «ракеты» и «качели» - не традиция, а развивающие «процедуры», которые усложняются по мере взросления и являются индикатором развития ребёнка. Через игру дети учатся построению взаимоотношений, моделируют общественную жизнь, взаимодействуют с миром. Игра – это тот инструмент, с помощью которого ребёнок познаёт мир - не менее важный, чем целенаправленные функциональные занятия.


Кроме того, в процессе игры происходит подготовка к обучению в школе. Некоторые игровые навыки, которыми ребёнок владеет (не владеет) в 5-6 лет, являются своеобразной лакмусовой бумагой готовности мозга к обучению в школе – нейропсихологической готовности.


НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И МОТОРИКА

В основе нейропсихологической готовности лежит психомоторное развитие. Психомоторное развитие – это совокупность психических реакций, движений и умений ребёнка; оно включает речевые, адаптационные умения ребенка и его двигательную активность. Двигательное развитие дошкольника органически связано с его когнитивными (мыслительными) процессами, поэтому их невозможно развивать отдельно друг от друга. Только в связке «мысль-движение» мозг способен «дозреть» до необходимого уровня обучения в 1 классе.


Моторика человека подразделяется на крупную и мелкую. Крупная моторика – это подвижность глаз, головы, плечей, рук, туловища, ног – в общем, основных двигательных мышц. Мелкая моторика – это способность выполнять точные движения пальцами рук и ног, для которых необходима сложная координация нервной, мышечной и костной систем (проявляется в таких навыках, как письмо, рисование, шнуровка обуви). Примечательно, что два вида моторики взаимно обусловлены – в частности, для полноценного развития мелкой моторики необходима сформированная база крупной моторики.


Игра, как известно – ключевой инструмент для развития моторики. Например, игры «в вышибалу» и «съедобное – несъедобное» помогают ребенку развивать глазодвигательную координацию и стимулируют мыслительную деятельность. Ребёнок здесь учится рассчитывать силу удара, направление броска, умению следить взглядом за предметом. Без этих умений ему будет сложно читать, следить за строкой, рассчитывать силу нажима на пишущий предмет в процессе рисования и письма.




ВНИМАНИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Далее, любой нейропсихолог подтвердит, что игра является одним из лучших средств развития внимания – базовой для обучения функции психики, от состояния которой зависит мышление, речь, развитие чтения и письма. Среди игр, раз за разом вносящих вклад в развитие внимательности у дошкольников и младших школьников – «Светофор». В этой игре, как известно, необходима оперативная реакция ребёнка на цвет (ребенок должен внимательно искать цвет на своей одежде, чтобы водящий допустил его к следующему этапу игры).


В начальной школе (особенно в первом классе) у ребёнка часто появляются трудности с саморегуляцией: им тяжело сохранять внимание в течение урока; запоминать алгоритмы действий не только в выполнении математических операций, но и, например, на физкультуре или в практической жизни. Для профилактики и устранения этих проблем эффективны игры с правилами – такие, как «Море волнуется» и «День и ночь» (помогают выработать навык терпения). Соблюдая правила и развивая пластичность, сдерживая импульсы стихийных действий, ребёнок разивает функции саморегуляции и контроля.


Нейропсихологи рекомендуют также такие классические игры, как жмурки, догонялки и прятки: они помогают ребёнку справиться со страхами и тревогой, сформировать навык терпения, умения ждать (в том числе своей очереди). Элементы перечисленных (и многих других) игр используются психологм (нейропсихологом) в процессе коррекционной работы. Потому что игра – это наиболее доступный ребёнку язык, а значит, с его помощью мы можем оказать наиболее эффективную помощь.


В нашем Центре после нейропсихологического обследования специалист разрабатывает индивидуальную программу, включающую наиболее эффективные игры для слабого звена. Игровые техники "отрабатываются" ребёнком в Центре и воспроизводятся дома.


Больше о нейропсихологии читайте по ссылке.




Получить консультацию и записаться на приём можно, заказав обратный звонок через форму или позвонив по телефону +7(921) 995-61-57.