СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Орф-подход в педагогике: обучение через музыку

«Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. всё то, что не может быть написано…» -

Фридрих Ницше



Практики, связанные с музыкой, способны отразить внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру. А специальные упражнения оказывают комплексное благотворное воздействие на человека в духовном, культурном, личностном и физическом планах.


Почему это так и как это работает?


В одном из словарей слово МУЗЫКА определяется как искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. (Большой словарь иностранных слов, Издательство «ИДДК», 2007).


Метроритмическая организация музыки строится по законам, схожим с речью человека. Чувство метра и ритма – это мышечные ощущения, и общая ритмизация организма – это важная социальная, физическая и биологическая задача. Поэтому уровень музыкального воспитания имеет большое значение для развития речи человека.


Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям детей, всё чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес.


Одна из самых известных концепций творческого музыкального общения, распространенных более чем в 40 странах мира была разработана Карлом Орфом – это “Шульверк. Музыка для детей”.


Главный принцип Орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.





В своей работе Орф обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Ее Орф назвал элементарной музыкой и сделал основой своей музыкальной педагогики. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как к важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.


Использование инструментов телесного оркестра (звучащих жестов) - это одна из составляющих «Элементарного музицирования» как Орф подхода, что является одним из лучших средств метроритмического воспитания. Элементарное музицирование – это различные виды деятельности (пение, танец, игра на музыкальных инструментах, театрализация), которые помогают развивать и обогащать не только речь, но и память, внимание и мышление. Это игровая педагогика, в которой детей обучают, играя – так, что они не осознают, что их учат!


Автор: Елена Анатольевна Леонтьева