СТАТЬИ
Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Как правильно развивать память и зачем?

Хорошая память – предпосылка к успешному обучению и высокому интеллекту. Прежде чем начинать тренировать память, необходимо убедиться, в том, что все условия для усвоения и удержания новой информации соблюдены. Какие же условия необходимы для лучшего запо...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.


На занятиях у меня 4х летний мальчик, очень подвижный и эмоциональный ребенок, которому никак не давалось выполнить задание по инструкции до конца. Мы могли сидеть на коврике, погруженные в процесс сортировки картинок с овощами и фруктами, как вдруг, в один момент, он резко срывался с места, переворачивал все карточки и искал себе новое развлечение. И где уж тут соблюдать правило, что прежде, чем начать новую игру, нужно убрать предыдущую?


Был у этого парня любимый персонаж – человек-паук. Удивительно, насколько устойчивым был этот интерес у этого, активного мальчика с переменчивым настроением. Человек-паук и любые паукообразные вызывали у него дикий восторг, и я решила попробовать использовать этот интерес для включения его в конструктивную деятельность. Получить видимый и ощутимый результат своей деятельности, а если это еще и любимый объект – мощнейший стимул для развития.


На одном из занятий мы достали тесто для лепки, начали его разминать, пробовать катать шарики и «колбаски» и вот, отдельные ничего не значащие части вдруг сложились в целого паука! Это сопровождалось невероятной эмоцией радости, удивления. Глаза у мальчика загорелись, он захотел сделать еще одного паука сам. И, конечно, он не мог оставить эту работу недоделанной, обычные 3 минуты его целенаправленной деятельности превратились во все 10 минут. На следующих занятиях мы воспроизводили этот опыт ещё, так у паука появлялись друзья: червячок, бабочка, цветок. А после того, как результат был достигнут, мы разбирали паука и его друзей обратно в коробочки для того, чтобы сложить их вновь на следующем занятии.




Таким образом, конструктивная деятельность способствует развитию целенаправленности и устойчивости в деятельности, способности планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия. А кроме того, развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку. А в возрасте 5-7 лет позволит сформировать и закрепить зрительный образ букв и цифр.


Для развития конструктивного праксиса подойдут:

  • пазлы и разрезные картинки
  • конструктор
  • мозаика
  • проволока
  • набор объемных или плоских геометрических фигур
  • спички, цветные полоски, счетные палочки


Для определения уровня развития конструктивного праксиса у дошкольников можно выполнить задание со счетными палочками. Нормативное выполнение:

  • До 2 лет - конструирование по подражанию (сделай дорожку).
  • От 2 до 2 лет 6 мес - конструирование по подражанию (сделай дорожку - - -, молоточек - Т).
  • От 2 лет 6 мес до 3 лет - конструирование по образцу: молоточек, треугольник, квадрат.
  • От 3 до 4 лет - конструирование по словесной инструкции: молоточек, треугольник, квадрат.
  • С 4 лет - по заданным условиям (более сложные зрительные схемы) или по замыслу.


Ошибки при письме и чтении часто сопровождаются затруднениями в конструировании и рисовании. При выполнении заданий ребенок упрощает фигуры, нарушает пространственное расположение элементов, изменяет количество элементов по сравнению с образцом.


Для развития конструктивного праксиса можно предложить:

  • Собрать пазл или разрезную картинку
  • Собрать домик, машинку изконструктора «Лего» по схеме
  • Выложить из мозаики печатную букву, геометрическую фигуру
  • Сделать букву или цифру из пластилина или из проволоки
  • Повторить орнамент из спичек, счетных палочек, цветных полосок
  • Сложить человечка или собаку из набора геометрических фигур


Эти игры позволят:

  1. Развить пространственную ориентировку, закрепить пространственные представления.
  2. Развить мелкую моторику.
  3. Развить зрительно-моторную координацию.
  4. Закрепить зрительный образ букв и цифр.
  5. Закрепить умение действовать по инструкции.


Желаем успехов!



Автор статьи: нейропсихолог Ольга Карташова