СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия, делать выводы, исправлять ошибки.


На занятиях у меня 4х летний мальчик, очень подвижный и эмоциональный ребенок, которому никак не давалось выполнить задание по инструкции до конца. Мы могли сидеть на коврике, погруженные в процесс сортировки картинок с овощами и фруктами, как вдруг, в один момент, он резко срывался с места, переворачивал все карточки и искал себе новое развлечение. И где уж тут соблюдать правило, что прежде, чем начать новую игру, нужно убрать предыдущую?


Был у этого парня любимый персонаж – человек-паук. Удивительно, насколько устойчивым был этот интерес у этого, активного мальчика с переменчивым настроением. Человек-паук и любые паукообразные вызывали у него дикий восторг, и я решила попробовать использовать этот интерес для включения его в конструктивную деятельность. Получить видимый и ощутимый результат своей деятельности, а если это еще и любимый объект – мощнейший стимул для развития.


На одном из занятий мы достали тесто для лепки, начали его разминать, пробовать катать шарики и «колбаски» и вот, отдельные ничего не значащие части вдруг сложились в целого паука! Это сопровождалось невероятной эмоцией радости, удивления. Глаза у мальчика загорелись, он захотел сделать еще одного паука сам. И, конечно, он не мог оставить эту работу недоделанной, обычные 3 минуты его целенаправленной деятельности превратились во все 10 минут. На следующих занятиях мы воспроизводили этот опыт ещё, так у паука появлялись друзья: червячок, бабочка, цветок. А после того, как результат был достигнут, мы разбирали паука и его друзей обратно в коробочки для того, чтобы сложить их вновь на следующем занятии.




Таким образом, конструктивная деятельность способствует развитию целенаправленности и устойчивости в деятельности, способности планировать предстоящую работу, анализировать и контролировать свои действия. А кроме того, развить мелкую моторику, зрительно-моторную координацию, пространственную ориентировку. А в возрасте 5-7 лет позволит сформировать и закрепить зрительный образ букв и цифр.


Для развития конструктивного праксиса подойдут:

  • пазлы и разрезные картинки
  • конструктор
  • мозаика
  • проволока
  • набор объемных или плоских геометрических фигур
  • спички, цветные полоски, счетные палочки


Для определения уровня развития конструктивного праксиса у дошкольников можно выполнить задание со счетными палочками. Нормативное выполнение:

  • До 2 лет - конструирование по подражанию (сделай дорожку).
  • От 2 до 2 лет 6 мес - конструирование по подражанию (сделай дорожку - - -, молоточек - Т).
  • От 2 лет 6 мес до 3 лет - конструирование по образцу: молоточек, треугольник, квадрат.
  • От 3 до 4 лет - конструирование по словесной инструкции: молоточек, треугольник, квадрат.
  • С 4 лет - по заданным условиям (более сложные зрительные схемы) или по замыслу.


Ошибки при письме и чтении часто сопровождаются затруднениями в конструировании и рисовании. При выполнении заданий ребенок упрощает фигуры, нарушает пространственное расположение элементов, изменяет количество элементов по сравнению с образцом.


Для развития конструктивного праксиса можно предложить:

  • Собрать пазл или разрезную картинку
  • Собрать домик, машинку изконструктора «Лего» по схеме
  • Выложить из мозаики печатную букву, геометрическую фигуру
  • Сделать букву или цифру из пластилина или из проволоки
  • Повторить орнамент из спичек, счетных палочек, цветных полосок
  • Сложить человечка или собаку из набора геометрических фигур


Эти игры позволят:

  1. Развить пространственную ориентировку, закрепить пространственные представления.
  2. Развить мелкую моторику.
  3. Развить зрительно-моторную координацию.
  4. Закрепить зрительный образ букв и цифр.
  5. Закрепить умение действовать по инструкции.


Желаем успехов!



Автор статьи: нейропсихолог Ольга Карташова