СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Причины и виды дизартрии

Дизартрия – расстройство произносительной стороны речи, связанное с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата.


В логопедии считается, что дизартрия входит в тройку наиболее распространенных форм нарушений устной речи. В основе патогенеза дизартрии лежат органические поражения центральной и периферической нервной системы.


Структура дефекта при дизартрии включает нарушение звукопроизношения, речевого дыхания, интонации. При тяжелых нарушениях возникает анартрия - полная неспособность произносить.


Возникновение дизартрии у детей чаще всего обусловлены неблагоприятными обстоятельствами перинатального периода (в частности, родовыми травмами) и раннего возраста. Значимы и ранние нейроинфекции.


Возникновение дизартрии у взрослых, как правило, связано с перенесенным инсультом, травмой головы, нейрохирургическими операциями, опухолями головного мозга. Также дизартрия может встречаться у лиц с рассеянным склерозом, болезнью Паркинсона и др.


Неврологическая классификация дизартрии

В логопедии различают следующие формы дизартрии (по локализации поражения):


  • Бульбарная (паретическая) дизартрия связана с поражением ядер черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, подъязычного, блуждающего; иногда – лицевого, тройничного) в продолговатом мозге.
    При бульбарной дизартрии ограничена подвижность речевых органов; речевое дыхание и голос слабые. Артикуляция гласных сводится к звуку нейтрального характера, звонких согласных – к глухому. В целом высказывание неразборчиво. Наблюдается слабость мышц; отсутствие или снижение глоточного рефлекса. Гиперсаливация (повышенное выделение слюны); назализация («носовой» оттенок речи). Мягкое небо вялое.

  • Псевдо-бульбарная (спастическая) дизартрия связана с поражением корково-ядерных проводящих путей.
    При псевдо-бульбарной дизартрии затруднено переключение с одной артикуляционной позы на другую (из-за гипертонуса мышц). Речь смазанная, невнятная, имеет «носовой» оттенок. Грубо нарушено воспроизведение сонорных звуков (звуки Р, Рь), свистящих и шипящих (звуки С, Ш и другие). Дыхание шумное, прерывистое. Мышцы языка напряженные. Голос хриплый, напряженный.

  • Экстрапирамидная (подкорковая) дизартрия связана с поражением подкорковых ядер головного мозга. Характерно наличие насильственных движений, тиков (гиперкинезов) в лицевой, дыхательной мускулатуре, языке; а также негибкость мышц. Произношение отдельных звуков, как правило, сохранено. Голос глухой, напряженный и затухающий к концу фразы. Отсутствует плавность речи. Часто повышен тонус мышц шеи и плечевого пояса. Часто при дизартрии наблюдается снижение физиологического слуха, нарушение фонематического слуха.

  • Мозжечковая дизартрия связана с поражением мозжечка и его проводящих путей. Возникает выраженная разлаженность, асинхронность в работе дыхательной, голосовой и артикуляционной мускулатуры. Речь замедленная. Фразы растянуты. Нарушена плавность речи. Речь скандированная. Характерны выкрики. Мышечный тонус в речевой мускулатуре понижен. Нарушена общая координация (как при опьянении). Наблюдается тремор в руках, человек часто промахивается, не попадает в цель.


  • Корковая дизартрия, обусловленная повреждением отделов коры головного мозга. В результате возникает артикуляционная апраксия: афферентная – при поражении теменной зоны левого полушария и эфферентная – при поражении премоторной зоны левого полушария.

  • Афферентная корковая дизартрия проявляется в нарушении произвольных движений (кинестетическая апраксия). Человеку трудно повторить движения руками и языком, трудно самому показать, например, как нужно расчесаться или умыться. При этом не наблюдается нарушений письма и понимания речи. Нарушена лишь исполнительная, двигательная сторона таких речевых актов, как повторение, собственная речь и чтение вслух.

  • При эфферентной корковой дизартрии возникает кинетическая апраксия. В этом варианте могут наблюдаться трудности понимания устной и письменной речи, нарушения чтения и письма. Артикуляционные движения замедленные, напряженные, инертные. Значительно затруднен переход от одного артикуляционного движения к другому. Могут возникать замены одних звуков другими, пропуски звуков, перестановки, добавление лишних звуков, что приводит к искажению звуковой структуры слов.

  • Стертая дизартрия. Это легкая степень выраженности дизартрических расстройств. Причины те же, только носят ослабленный характер. В основе нарушений лежат легкие, остаточные нарушения иннервации, которые выявляются только при специальном, углубленном обследовании.
    Большинство звуков в отдельности могут произноситься верно, но в речевом потоке они слабо дифференцированы. При том, что подвижность языка и губ в норме, наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Формы стертой дизартрии те же, что и нестертой, но симптомы нарушений речи менее явные. Неврологический статус может быть отмечен наличием микросимптоматики, которая обусловлена сопутствующими поражениями ЦНС (стертые формы парезов, слабовыраженные формы гиперкинезов, изменения мышечного тонуса, появление тех или иных форм патологических рефлексов и пр.).

  • Помимо основного медикаментозного лечения, при дизартрии используется:

  • логопедический массаж (дифференцированный логопедический массаж, точечный массаж, зондовый массаж)

  • нормализация мышечного тонуса и моторики артикуляционного аппарата (искусственная локальная гипо- и гипертермия, пассивная артикуляционная гимнастика)

  • пение

  • логопедическая ритмика

  • речь под метроном

  • активная и пассивная артикуляционная гимнастика

  • работа над голосом и интонацией (выразительность, высота, сила голоса)

  • ритмические упражнения

  • постановка звукопроизношения

  • развитие кинестетических ощущений и на их основе пальцевого осязания

  • развитие функции кистей и пальцев рук