В наших предыдущих встречах мы по вашей просьбе, дорогие родители, размышляли о том, что такое детская агрессивность, каковы причины, виды и проявления ее. Сегодня разговор пойдет о том, как помочь ребенку в момент проявления у него приступов агрессии. Та...
О причинах детской агрессии пишется и говорится много. Чаще касаются вопросов о причинах агрессивного поведения нейротипичного, нормативно развивающегося ребенка. В качестве ситуативных причин чаще всего называют плохое самочувствие ребенка, переутомление...
Часто причиной может быть негативная самооценка: «Я плохой и веду себя как плохой».Действия взрослого: Как можно чаще хвалите ребенка, не стесняйтесь проявлять любовь к нему. Никогда не обсуждайте самого ребенка («ты плохой, потому что так делаешь»), а то...
Причины нарушения речи
В этой статье Вы узнаете об обстоятельствах и факторах, определяющих формирование речи ребёнка на каждом этапе его развития.
В первую очередь, стоит сказать о наследственности (особенности нервно-психического склада и строения артикуляционных органов родителей: прикус, расщелины нёба, неправильная посадка и комплектация зубов). В частности, по наследству передаётся предрасположенность к заиканию и задержке речевого развития одного из родителей.
Важным фактором является и образ жизни родителей. Воздействие радиации и химически активных веществ, наркомания, алкоголизм, курение, искусственное прерывание беременности в прошлом – всё это влияет на общее физическое состояние будущего ребёнка и его речевое развитие.
На этапе внутриутробного развития плода нормальному формированию речевого аппарата могут препятствовать:
Все эти негативные факторы сказываются на работе центральной нервной системы ребёнка, в том числе и речевых зон коры головного мозга; способны привести к глухоте, слепоте, умственной отсталости, порокам сердечно-сосудистой системы.
Важно и то, как проходят роды. Причиной многих патологий речи и общего развития часто становятся «родовые травмы».
Так, повреждение головного мозга может быть вызвано асфиксией – недостаток снабжения мозга кислородом при обвитии пуповиной.Кровоизлияние при затяжных родах, механическая стимуляция, внутричерепные кровоизлияния, малая масса тела новорождённого (менее 1500 г) и реанимационные постродовые мероприятия – всё это представляет опасность для будущего здоровья ребёнка.
В период раннего развития ребёнка опасностью для формирования речевого аппарата угрожают травмы головного мозга, среднего и внутреннего уха, инфекционные и воспалительные заболевания, воздействие лекарств (антибиотиков) на слуховой нерв, аномалии строения челюстей и зубов. Негативно воздействуя на центральную нервную систему, эти факторы нарушают ход речевого развития, приводят к потере слуха и/или имеющейся речи.
Вредные привычки, такие как сосание пальца, долгое сосание пустышки приводят к нарушению правильного формирования прикуса, что в последствии становится причиной нарушения речи.
Большую роль играют и внешние обстоятельства – условия жизни, опыт взаимодействия с семьей и остальным социальным окружением. Среди неблагоприятных для развития речи ребёнка социально-бытовых факторов – дефицит эмоционально-речевого общения с близкими и стрессовые ситуации, приводящие к психологическим травмам. Самые распространённые патологии, вызванные таким негативным опытом – заикание, задержка речевого развития и мутизм (прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы).
Важно, что речевые расстройства у ребёнка могут появиться по вине окружающих, поскольку речь усваивается ребенком по подражанию. Картавость, шепелявость, заикание ребёнка нередко становятся «заслугой» окружающих его людей, а быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, может привести к задержке развития его собственной речи. Иногда и сами родители невольно воздействуют на развитие речи ребенка негативно, «сюсюкаясь» с ним. Подстраиваясь под детскую речь, воспроизводя слова и звуки в искажённом виде, они лишают ребенка осознания необходимости совершенствовать свою речь.
Отсюда бедный словарный запас ребёнка, неправильное согласование слов между собой, отсутствие познавательных стремлений – верные признаки педагогической запущенности.
Сложности в формировании речи может вызвать и билингвизм. Это актуально для тех семей, в которых родители являются носителями разных языков. В сознании ребёнка смешиваются слова из этих двух языков, что затрудняет для него овладение родной речью с её особенностями звукопроизношения.
Под действием перечисленных выше факторов речевые дефекты могут появиться даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом.
Определение причин речевой патологии – важный этап на пути наиболее эффективного преодоления речевого расстройства. Для этого необходима консультация со специалистом и последующая речевая коррекция, в которой логопед-дефектолог использует компенсаторные возможности ребёнка.