СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Подготовка к школе

Начало школьной жизни – важный рубеж в жизни каждого подрастающего человека. Очень важно быть готовым к этому шагу. Мы всегда рекомендуем родителям объективно оценить развитие их ребёнка дошкольного возраста, сделать выводы о том, насколько он готов к новому рубежу и принять меры, если результаты не совсем удовлетворительны. В этой статье Вы найдёте:


  • критерии, по которым необходимо провести анализ развития своего ребёнка
  • советы по психологической подготовке ребёнка к школе
  • тест, который позволит определить готовность ребёнка к школе



  • Итак, перечислим навыки, знания и умения, которые должны быть сформированы и приобретены к 6-7 годам:


    Общее развитие


  • знание своих ФИО и ФИО родителей, их профессии, домашний адрес и телефон
  • знание названия своего города и страны, а также умение перечислить другие знакомые страны мира
  • знание названий основных растений, животных, насекомых. Умение различать зверей, птиц и рыб; отличать диких животных от домашних, деревья от кустарников, фрукты – от ягод и овощей
  • знание основных цветов
  • умение ориентироваться во времени, знание времени суток, времен года, дней недели, их последовательности, количество месяцев в году, дней в месяце, дней в неделе, часов в дне
  • понимание где право, где лево
  • способность перечислить названия распростанённых видов спорта, профессий, основные правила дорожного движения
  • умение назвать фамилии известных писателей и поэтов
  • знание праздников
  • умение рассказать о своих интересах
  • понимание: «зачем я иду в школу?»

  • Интеллектуальное развитие


  • решение простых задач на логику, головоломок и ребусов, отгадывание загадок
  • умение находить лишний предмет в родовой группе (среди цветов найти фрукт), добавлять в группу недостающий предмет, группировать предмет
  • умение определить сходства и различия предметов и рассказать о них
  • умение установить последовательность событий (что было сначала, что потом)

  • Развитость чувств (слух, зрение), внимания, памяти, речи


  • способность найти 10-15 отличий на 2 похожих картинках
  • умение точно копировать простой узор, описывать по памяти картинку
  • способность запомнить предложение из 5-6 слов и повторить его
  • навык писать графические диктанты («одна клетка вверх, две клетки влево, две клетки вниз, одна клетка вправо»)
  • умение прочитать наизусть стихотворение, рассказать сказку, пересказать услышанный рассказ, составить рассказ по картинке

  • Базовая математика


  • умение считать от 1 до 10 и обратно, реакция в случае отсутствия цифр
  • знание понятий «больше-меньше-поровну»
  • знание простых геометрических фигур и умение составлять из них аппликации
  • умение сравнивать предметы по длине, ширине и высоте
  • решение простых арифметические задач
  • умение поделить предмет на 2-3-4 равные части

  • Чтение


  • способность отличить буквы от звуков, гласные от согласных
  • умение найти нужную букву в начале, середине и конце слова и подобрать слова на заданную букву
  • умение делить слово на слоги
  • умение читать предложения из 4-5 слов и понимание прочитанного

  • Письмо


  • умение правильно держать письменные принадлежности
  • навык проведения непрерывных линий: прямых, волнистых, ломаных; обводки рисунка по контуру, аккуратного закрашивания
  • умение рисовать по клеточкам и точкам
  • умение копировать с образца геометрические фигуры, продолжить штриховку рисунка



  • Советы родителям


    Очень важно создать у ребёнка правильный психологический настрой на школу. Для этого мы предлагаем несколько важнейших советов родителям дошкольника:


  • сформируйте у ребёнка позитивное отношение к школе. Для этого можно делиться с ним собственными хорошими воспоминания о своих школьных годах: как было здорово, весело, интересно. Покажите ребёнку фото, на которых мама и папа - школьники. Сводите его на экскурсию в школу, познакомьте с учителями.

  • не переусердствуйте с "натаскиванием" ребёнка по школьным навыкам: иначе ему будет просто не интересно учиться в первый год. Базовые навыки, перечисленные выше, должны быть сформированы, однако большее внимание уделяйте бытовому и социальному умственному развитию ребёнка. Для этого больше проводите времени вместе: общайтесь, играйте, рисуйте, читайте книжки. Просите его придумать, пересказать сказки и рассказы, выучить стих, собрать конструктор, заниматься спортом.

  • не завышайте требования. Слишком большие ожидания - особенно если ребёнок пока им не соответствует - портят отношения между родителями и малышом и занижают его самооценку, делают его агрессивным и раздражительным, что сильно тормозит развитие.

    Вспомните, как вам тяжело давался каждый навык овладения грамотой, какими неумелыми были руки и каким кривым - почерк. Не торопите вашего ребёнка, больше хвалите и стимулируйте к совершенствованию.


  • постепенно приучайте ребёнка к самостоятельности и аккуратности в быту. Не делайте за него то, что он может в его возрасте сделать сам. Для приучения к порядку можно использовать игру: пусть научит куклу, которая разбросала вещи, как правильно их уложить.

  • выработайте в нём привычку самому принимать решения и правильно реагировать на неудачи. Для этого покажите ему, что он знает, как поступать в той или иной ситуации, а значит, может исправить положение дел. В случае неудачи не ругайте его, не показывайте расстройство или раздражение, а объясните, что нужно теперь предпринять.

  • цифры и буквы: не стремитесь, чтобы ребёнок научился считать до 100, 1000, 1 000 000. Важно, чтобы он понимал состав числа и мог производить простые математические действия в пределах первого десятка. Обучать его этому следует в игровой лёгкой форме.

  • много внимания уделяйте мелкой моторике: тому, как развиты тонкие движения кисти. Закрашивание внутри контура, мозаика, рисование, лепка из пластилина, конструирование, вырезание ножницами сложных деталей из бумаги, — всё это поможет увереннее держать карандаш и ручку. Научите его писать печатные буквы, тренируйте рисовать орнаменты с элементами букв.

  • обращайте особое внимание на умение ребёнка классифицировать, обобщать, сравнивать - навыки, описанные выше.

  • Тест для проверки разных граней готовности к школе


  • Копируем точки. Берём расчерченный на две части лист. Справа в произвольном порядке расставляем точки. Ребёнок должен слева расставить точки точно так же, как они располагаются в правой. Тест покажет, насколько ребёнок ориентируется в пространстве, насколько у него развита внимательность, аккуратность и математико-геометрическое мышление.

  • Рисуем по памяти. Показываем ребёнку листок с изображением 10 геометрических фигур в течение 30 секунд. Убираем лист и просим ребёнка воспроизвести то, что он запомнил. Тест покажет уровень развитости памяти и пространственного мышления

  • Запоминаем слова. Прочтите ребёнку 10 простых слов-существительных и попросите повторить их в любом порядке. Если ребёнок воспроизводит 6 и более слов - это свидетельство хорошей слуховой памяти и внимательности

  • Графический диктант. Берём лист в клетку с заранее поставленными на нём точками. Диктуем ребёнку: одну клеточку вправо, одну клеточку наверх и так далее. Пусть малыш продолжит узор сам до конца строки. Успешное выполнение задания покажет, что у ребёнка развито внимание, аккуратность, мелкая моторика

  • Рисуем человечка. Необходимо, чтобы был нарисован человек со всеми основными частями тела: голова, туловище, ноги, руки. Если у ребёнка вышел "головоног", это показывает, что его восприятие мира недостаточно развито.

  • Если результаты теста не удовлетворительны, не расстраивайтесь: нужно просто повременить со школой и больше заниматься вместе.


    Удачи вам и вашему дошкольнику!


    В нашем Центре вы можете пройти профессиональную комплексную диагностику готовности ребенка к школе. Наши специалисты выявят слабые места, если они есть, и сделают их сильными. Ребенок пойдет в школу уверенным в себе и готовым к восприятию информации, чтению, письму и общению! Закажите обратный звонок через форму.