СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Нарушения сенсорной интеграции

Заметили, что ребенок странно реагирует на некотрые звуки, прикосновения, бытовые процедуры?


Например, агрессивен при приближении к нему, боится качаться на качелях, не позволяет стричь себе ногти, пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду.


Такие явления встречаются в практике специалистов – педагогов и психологов. Эти “побочные эффекты” поведения связаны с тем, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция – способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители. Именно от этого свойства зависит правильная социальная адаптация человека и его способность гармонично взаимодействовать со всем окружающим - в том числе способность к обучению.


Как это работает?

В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.


При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.


Признаки нарушений сенсорной интеграции

  • ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению

  • ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином

  • у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности

  • ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом

  • ребенок не различает правую и левую сторону

  • ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов

  • ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)

  • ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется

  • у ребенка задержка развития речи и двигательного развития

  • Как помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции?

    Прежде всего, постараться понять ребенка: чем именно обусловлено болезненное восприятие окружающего? Мы расскажем о трех взаимно дополняющих причинах и их проявлениях:


    Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды

  • чрезмерность внешних воздействий: “слишком быстро, ярко, громко, быстро”

  • он не понимает ситуацию и других людей: “что происходит?”, “что они имеют в виду?”

  • ему трудно принимать решения: “что мне делать?”, “как мне на это реагировать?”

  • У него ослабленная, хрупкая нервная система

  • слишком острая реакция на внешние воздействия

  • плохое восприятие информации

  • недостаточное для понимания происходящего взаимодействие областей мозга

  • проблемы с логическим мышлением

  • быстрая утомляемость

  • плохое пищеварение и ослабленная имунная система

  • Избыточные стрессы

  • повышенный уровень гормонов стресса

  • ощущение запутанности и разбитости

  • чувство разочарования, тревожность, паника

  • сниженный уровень процесса мышления и способности регулировать эмоции

  • Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и "подавайте" ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.


    Как скорректировать

    Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.


  • игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.

  • ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.

  • прыжки: на батуте, в высоту, в ширину

  • работа с предметами: сортировка по направлениям (лево - право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой

  • рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)

  • работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь

  • качание на качелях, качание ногой

  • работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных

  • расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями

  • Общие рекомендации

  • Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.

  • Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.

  • Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.

  • Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.


  • За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону +7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.