Почему важно развивать фонематический слух? Это - залог правильного произношения, а затем - чтения, письма и даже понимания обращённой речи. Если у человека не развит фонематический слух, он воспринимает информацию искаженно, что приводит к коммуникативным проблемам и тормозит его умственное развитие.
Угадай звук. Попросите ребенка закрыть глаза и произведите тот или иной бытовой шум - переливание воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери. Спросите ребенка: что он услышал?
Шумящие мешочки. Вместе с ребенком насыпьте в разные мешочки или коробочки разные "ингредиенты" - крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок закрывает глаза, а вы берете тот или иной мешочек и трясете им. Ребенок отгадывает по звуку, что внутри мешочка.
Волшебная палочка. Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет "зазвучал".
Жмурки. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.
Повтори хлопки. Ребенок должен повторить за вами ритмический рисунок хлопков. Например - 2 хлопка, пауза, 1 хлопок, пауза, 2 хлопка.
Узнай свой голос. Запишите на кассету разные голоса - близких людей и самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.
Громко-тихо. Договоритесь, какие действия ребенок будет производить, когда вы говорите громко, и какие - когда тихо.
Слушай и выбирай. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.
Верно-неверно. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.
Хлопки = слова. Проговорите слова разной длины, интонационно разделяя на слоги. Затем повторите то же самое, сопровождая каждый слог хлопком: па-па - 2 хлопка, ло-па-та - з хлопка, ба-ле-ри-на - 4 хлопка. Далее предложите ребенку самостоятельно "отхлопать" количество слогов в слове.
Хлопни, когда услышал звук. Выберите один звук и четко его произнесите, подберите слоги и слова, где он отчетливо слышен. Затем произносите ряды звуков, слоги, короткие слова, где есть и где нет заданного звука. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит ряд, слог или слово, в котором содержится заданный звук.
Подготовьте карточки с изображением разных предметов. Задайте определенный звук и попросите ребенка распределить карточки на группы: 1) предметы, в названии которых есть нужный звук, 2) предметы, в названии которых нет нужного звука.
Сколько звуков. Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.
Похлопаем. Выберите один звук, задайте его ребенку. Затем произносите разные слова, в том числе начинающиеся с заданного звука. Когда ребенок слышит такие слова, он хлопает в ладоши.
Отгадай слово. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - и ему нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук л: мы.о, ку.ак, .ампа.
Работаем с зеркалом. Ребенок четко произносит звуки, которые чаще всего путает, и одновременно смотрит на себя в зеркало. Обратите его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы произнести звук П, нужно только резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы. А вот для звука Б потребуется ещё и голос. Кроме того, предложите ребёнку положить руку на горло при произнесении звонкого согласного (он почувствует вибрацию) и при произнесении глухого (не почувствует).
Предыдущее упражнение будете еще более эффективным при использовании соответствующих звукам букв, вырезанных из бархатной бумаги. В процессе произношения ребенок щупает букву и рисует ее. Другая вариация - использование чашки для эффекта эха. Это позволит ребенку услышать звуки дважды, что позволит лучше их обработать.
Для детей от 7 лет: словарные карточки для зрительного запоминания образа слова. На каждую карточку от руки (письменными буквами) выписывается по одному слову, в которых ребенок допустил звуковые замены (п-б, д-т, а-о, и-е, т-ц и т.д.), когда выполнял задание в классе или домашнюю работу. Место, которое вызывает у ребенка особые трудности, выделяется цветом (лучше, если ребенок делает это сам, выбрав любимый цвет). Выделенная цветом часть слова будет привлекать к себе внимание. Ребенок должен посмотреть на карточку и постараться запомнить слово «глазами», молча. Затем карточка переворачивается, и ребенок пытается написать это слово по памяти. Если воспроизведение оказалось успешным, не содержало ошибок, можно перейти к следующей карточке. Если ошибки были, то запоминание данной карточки повторяется снова.