СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Как преодолеть трудности обучения в школе

Верить в ребенка и не гнаться за скоростью

Не нужно понимать успеваемость как скорость выполнения заданий. Часто “глубокие”, мыслящие дети не успевают освоить что-то со своим классом. И когда родители начинают нервничать по этому поводу, а ребенок испытывает двойной стресс, чувствует свою неполноценность и замыкается в себе, отвергает сложные задачи. Родителям необходимо искренне верить в ребенка и говорить ему об этом. Но именно искренне: вранье ребенок чувствует сразу.


Ставить сложные и интересные задачи

Искренняя вера в ребенка предполагает постановку перед ним по-настоящему интригующих и сложных задач, которые развивали бы его внутреннюю силу. Такие задачи пробуждают в ребенке азарт встречи с трудностями, возвращают ему естественную, заложенную при рождении веру в себя.


Давать дорогу естественным процессам

Если бы двухлетнему ребенку построили программу освоения устной речи, распределив учебный материал по урокам, и приставали бы к нему с утра до вечера: «Учись, учись, после того, как ты освоишь этот набор слов, мы перейдем к следующим словам»… дети никогда не заговорили бы. Между тем, почему-то малыши овладевают родным языком. Школьная система обучения часто ломает детскую способность “брать трудные высоты” именно потому, что она заставляет ребенка искусственно делать то, что должно происходить само собой.


У каждого ребенка – своя индивидуальная траектория овладения речью. Ни про одного ребенка нельзя заранее сказать, какие слова и фразы у него будут первыми, вторыми и т.п. Ни одному вменяемому родителю не придет в голову ругать двухлетнего ребенка за "неправильное произношение". Напротив, родители при любых "успехах" выражают искреннюю радость. Проходит совсем немного времени - и ребенок начинает говорить много и правильно.


Но вот ребенок, свободно и отважно овладевший языковым пространством, идет в школу и обнаруживает, что в школьных стенах грамотность – это нечто другое. Это – непрестанное давление, которое порождает у ребенка безумный страх совершить ошибку. И потому технологии обучения чтению, которые сегодня приняты в школе, у детей вызывают отторжение (за редким исключением).



Как научить читать

Чтение – это не складывание слогов в слова, а порождение смыслов. Научиться читать – значит, научиться видеть то, что скрывается за текстом. Ребенок, который просто складывает буквы - не читает, то есть не порождает смыслы. Он просто озвучивает символы на странице книги. Надо, чтобы у него сформировалась смысловая и вообразительная мускулатура чтения, так же, как формируется мускулатура атлета. Чтобы ребенок научился ВООБРАЖАТЬ то, что он читает. Но именно этому школа не учит.


Решение: книги без картинок и «дырчатое чтение»

Первое условие – надо взять книгу без картинок. Возьмем «Винни Пуха» и прикроем рукой картинку. Читаем: «Иногда, – сказал Иа, – когда люди забирают чей-нибудь дом, там остается кусочек-другой, который им не нужен, который они с удовольствием вернут бывшему хозяину». «Иногда»… – прочитав это, я делаю паузу. Ребенок должен осознать, что для него означает слово “иногда”. Мы запускаем цепь внутренних ассоциаций. “Иногда мы с мамой ходим в кафе”. “Иногда мне бывает больно”. Чтение, таким образом, предполагает создание внутри себя героев и визуальных образов. Другого настолько эффективного инструмента человечество еще не придумало.


Кроме того, во время этих пауз и запуска воображения ребенок начинает многомерно воспринимать слово. Он учится различать окончания слов и падежи. У него быстро начинает развиваться синтаксический, орфографический и смысловой слух. Так он начинает учиться читать. А когда дети начинают чувствовать текст, они понимают, что это – гораздо интереснее, чем смотреть кино. Чтение побеждает визуализацию, которой за последние тридцать-сорок лет в мире стало слишком много.


По мотивам интервью с Александром Лобком, доктором психологических наук, создателем комплекса технологий и программ развития творческих способностей ребенка.