СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Как воспитывать ребенка

Каждый взрослый человек по себе знает, насколько значимо воспитание для формирования личности – полноценной, психологически здоровой, счастливой. Но как воспитать собственного ребенка? Как сделать так, чтобы он учился быть самостоятельным, но доверял родителям? Где грань между уверенностью ребенка в себе и избалованностью? В этой статье мы дадим рекомендации по воспитанию, которые помогут разрешить самые непростые вопросы.


В первую очередь, нужно определиться, к какому стилю воспитания вы склонялись до сих пор и какой хотели бы испытать на себе, будь вы сами ребенком.


Стиль №1: авторитарный

Родители, склонные к этой модели поведения с ребенком, устанавливают для него жесткие правила и не позволят отклоняться от них ни на шаг. Они считают, что “знают лучше”, во сколько и что ребенку есть, когда идти гулять и с кем дружить. Как правило, “авторитарные” родители руководствуются таким принципом: ребенок вырастет достойным и порядочным человеком, только если его держать в жестких рамках и требовать максимальных результатов в учебе, спорте и т.д.


В подобной авторитарности выражается высокий уровень тревожности родителей – что само по себе не плохо и даже имеет свои плюсы: такое воспитание последовательно формирует границы “можно” – “нельзя”. Но все же минусов больше: ребенок часто становится более непослушным из чувства протеста, воспринимает родителя как деспота, а когда сопротивление подавлено, перестает развиваться как самостоятельная личность.


Как скорректировать воспитание?

Если вы хотите быть авторитетом для ребенка, но в то же время сформировать доверительные, дружеские отношения, попробуйте следовать таким советам:


  • Обращайте вниамние на чувства ребенка, ставьте себя на его место. Старайтесь говорить с ним спокойно, но выражая теплые чувства и доброжелательность, даже когда что-то запрещаете. При этом важно объяснять ребенку причину запрета или отказа.

  • Распределите вопросы по уровню ответственности: 1) небольшой круг непреложных законов, принимаемые исключительно взрослым 2) вопросы, в которых решающее слово за взрослым, но которые обсуждаются с ребенком 3) вопросы, в которых решение принимает ребенок, но консультируясь со взрослым и 4) вопросы, которые ребенок волен решать сам. Изобразите эти круги графически вместе с ребенком.

  • Раз и навсегда откажитесь от категоричности в разговорах с ребенком. Даже если это непреложный закон, сделайте вид, что вы предлагаете ребенку его исполнить и объясните, почему нужно поступить именно так. Это не касается, конечно, случаев, когда речь идет о безопасности ребенка: тут возможны и однозначные приказы. Но в целом ведите себя мягко: так у него будет вырабатываться привычка следовать правилам осознанно, он будет прислушиваться к вашему мнению.

  • Требования к ребенку должны соответствовать его возрасту. Его достоинства и достижения отмечайте особо, а на недостатки и ошибки реагируйте тактично. Например, если уличили ребенка во лжи, говорите ему не “Ах ты врун”, а “Мне очень неприятно, что ты сказал неправду”.

  • Стиль №2: гиперопека

    Родители чрезмерно тревожатся за ребенка, хотят быть все время рядом и предотвратить любую опасность и неудобство, которое может испытать ребенок – чтобы не промочил ноги, не расстроился, не вступил в контакт с микробами. Такое поведение оправданно до двухлетнего возраста, но после чревата тем, что ребенок станет маленьким тираном и станет манипулировать окружающим себе во вред. А когда он станет входить в социальные круги (детский сад, школа), у него появятся серьезные проблемы в общении – ведь там люди не станут потакать его прихотям, как в семье: а вести себя иначе он не сумеет.


    Как скоректировать воспитание?

    Если вы хотите, чтобы ваша забота перестала означать тревожность, а ребенок перестал вами манипулировать и начал уважать окружающих, следуйте таким рекомендациям:


  • Каждый раз, когда вы хотите одернуть ребенка (надень шапку, успокойся, жуй лучше), говорите про себя, что он уже достаточно взрослый и может сам справиться. Избавьтесь от привычных фраз и мелочной заботы – впрочем, не переставая ненавязчиво следить, чтобы все было благополучно.

  • Договоритесь с ребенком, за что он несет ответственность (см. выше в разделе об авторитарном стиле воспитания).

  • Вместо наказания от ваших рук предоставьте жизни учить ребенка. Скажите ему, что он сам ответсвенен за свои поступки – и что если не сделает домашнего задания, получит завтра двойку.
  • Стиль №3: индифферентный

    Чаще всего встречается у очень занятых родителей. Большая часть воспитания лежит на бабушках и нянях, а родители, хоть и любят своих детей, уделяют им мало времени. Как правило, они рассуждают так: 1) если не вмешиваться в дела ребенка, он станет более самостоятельным 2) самое главное – создать достойный уровень жизни для ребенка, а если я достигну успеха, мой ребенок будет мной гордиться.


    “Индифферентные” родители дарят ребенку много игрушек и обеспечивают всем необходимым, кроме внимания. В результате ребенок старается привлечь к себе внимание, а если на эти попытки не отвечают, может и “мстить” непослушанием – как дома, так и в школе или детском саду. Родители ругают, наказывают, а в следующий раз он начинает снова, ведь для него отрицательное внимание лучше, чем никакое. Возникает риск того, что ребенок станет искать вне семьи человека, который его приласкает – и кто знает, каким окажется этот человек.


    Как скорректировать воспитание?

    В первую очередь, выделите время: при желании это возможно даже для самых занятых. Ходите на прогулки и играйте вместе хотя бы два-три раза в неделю, отвозите его на кружки и сводите в выходной день в кафе. У него должна выработаться привычка, что есть определенное время, когда мама и/или папа принадлежат только ему.


    Кроме того, уделяйте ему внимание в процессе бытовой жизни: слушайте школьные истории, смотрите и оценивайте рисунки. А если нет времени в данный момент, пообещайте уделить время, когда осовободитесь. Главное, чтобы ребенок всегда знал, что нужен своим родителям. Тогда и не придется привлекать к себе внимания плохими способами. А в подростковом и взрослом возрасте он с меньшей вероятностью попадет в плохую компанию.


    Стиль №4: слишком либеральный

    Родители считают, что ключ к идеальному воспитанию – минимум запретов и нравоучений. Не мешать естественному развитию, не давить. Ребенок свободен во всем, что не подвергает угрозе его жизнь: поздно ложится, ест конфеты вместо обеда, кидается песком, игнорирует приличия. И когда оказывается в обществе, сталкивается с тем, что вокруг одни запреты и призывы к порядку - а сдерживать себя не умеет, правил не знает. Наступает дезориентация – ребенок чувствует себя сначала потерянным, а затем становится агрессивным или беспокойным. Родители при этом не стараются его перевоспитать, а предъявляют претензию учителям и родителям других детей – мол, те не понимают оригинальности ребенка. Но приходит момент – как правило, поздно - когда родители замечают, что ребенок не уважает не только окружающих, но и их самих, становится тираном и лентяем, у которого нет настоящих друзей.


    Как скорректировать воспитание?

    Нужно оставить то лучшее, что есть в этом методе воспитания – отношение к ребенку как к личности, но избавиться от попустительства.


  • Oсознайте важность правил: без следования им ребенок рано или поздно окажется социально изолирован. Ему будет трудно в детском саду, в школе, в институте, на работе.

  • Последовательно научите ребенка уважать границы. Повторяйте хрестоматийную фразу: “Твоя свобода заканчивается там, где начинается свобода другого” – поверьте, это не пустые слова. Научите его уважать окружающих людей: нельзя делать то, что неприятно другим.

  • Будьте последовательны. Если вы установили правило, не пасуйте при первой неудаче, когда ребенок не слушается. Настаивайте на его выполнении до тех пор, пока это не дойдет до автоматизма.

  • Словом, возьмите все лучшее от каждого стиля воспитания! Уважая личность ребенка, будьте к нему разумно требовательны, очертите круги ответственности и не забывайте быть к нему внимательным.


    А если вам понадобится консультация детского и семейного психолога, вы всегда можете обратиться к нам за советом и помощью. Записаться на консультацию к специалисту можно по телефону +7(921) 995-61-57.