СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Задержка развития речи: причины, симптомы, коррекция

Задержка речевого развития (ЗРР) отмечается у детей уже в раннем возрасте. Первые признаки становятся заметны родителям при сравнении разговорной речи собственного ребенка и его сверстников. В возрасте полутора - двух лет разница несущественна, но очевидна: наблюдается отсутствие у ребенка фразовой речи к 2 годам и связной речи к 3 годам. Речевое развитие некоторых детей в силу разных причин останавливается на этапе лепета или появления первых слов. В каждые последующие полгода отставание от нормы становится более существенным.


Давайте разберёмся в причинах и признаках ЗРР, и тех этапах, которые предстоит грамотно выстроить для того, чтобы речь ребёнка начала развиваться полноценно.




Причины

Проблемы с речью у детей не являются самостоятельным нарушением. Это состояние часто является последствием особенностей развития ребенка, а также осложнением существующих заболеваний.


Среди причин можно выделить различные патологии внутриутробного развития (гипоксия плода), асфиксию в родах, родовые травмы, недоношенность, повышенное внутричерепное давление у ребенка, наследственную предрасположенность, психические расстройства, черепно-мозговые травмы, снижение слуха, заболевания центральной нервной системы. Негативное влияние оказывают также токсикозы в первой половине беременности и т.п.


Симптомы

Признаки задержки речевого развития у детей появляются уже в самом раннем возрасте:


  • ограниченный словарный запас; отсутствие фразы из 2 слов («мама дай», «ляля спит») к 2 годам; отсутствие связной речи к 3 годам, недоговаривание частей слов, ограниченный активный словарный запас, когда ребенок не может выразить с помощью речи свое желание или просьбу, ограниченное количество согласных звуков (например, п, б, м, т, д и т. д.), не участвует в игре «понарошку», не повторяет слова, использует в основном существительные (имена людей, места, вещи) и несколько глаголов (слова действия), испытывает сложности в игре со сверстниками, испытывает сложности понимания обращенной речи, использует несколько жестов для общения или совсем не использует жесты.

  • Особенности диагностики и коррекционных занятий при задержке речевого развития

    Коррекция любых форм речевой задержки начинается c диагностики специалиста. Она нужна для того, чтобы уточнить заключение, определить форму задержки речевого развития, оценить уровень развития высших психических функций у ребенка и определить возможные негативные факторы, повлиявшие на его состояние.


    Все эти аспекты очень важно учесть для выработки правильного способа коррекции и запуска речи при ЗРР.


    Содержание коррекционной работы и форма проведения занятий будет зависеть от причины нарушения и общего уровня развития самостоятельной деятельности ребенка.


    Развивая совместную деятельность в игре мы также не должны забывать, что для появления речи не маловажную роль играет сформированность:


  • всех органов чувств;
  • зрительного и слухового гнозиса (формирование зрительного гнозиса начинается с узнавания реальных предметов и реалистических изображений);
  • слухового гнозиса - с восприятия речевых и неречевых звуков, а также имитации, пропевания и проговаривания звуков);
  • пальцевого и кистевого праксиса;
  • артикуляционного праксиса (способность произносить звуки и слова);
  • понимание речи развито как минимум на уровне двухступенчатой инструкции ("возьми лейку и полей цветы");
  • базовые социально-бытовые навыки (ребенок проявляет интерес к общению, сотрудничеству, умеет одеться, раздеться, есть, знает, как умываться, ходить в туалет);
  • инициатива (любознательность, способность сделать выбор);
  • мышление (выстраивание логического ряда, понимание причинно-следственных связей);
  • отсутствие поведенческих проблем.

  • Если разумно поставить задачи и грамотно организовать процесс развития речи, шаг за шагом ребёнок начнёт говорить.


    Автор статьи - Тубалова Мария Леонидовна.


    Чтобы записаться на занятие и/или получить более детальную информацию, пришлите нам запрос через форму на сайте или позвоните по телефону 8-911-093-83-09