СТАТЬИ
Как научить ребенка выражать свой гнев более приемлемым способом?

В наших предыдущих встречах мы по вашей просьбе, дорогие родители, размышляли о том, что такое детская агрессивность, каковы причины, виды и проявления ее. Сегодня разговор пойдет о том, как помочь ребенку в момент проявления у него приступов агрессии. Та...

Как объяснить своему ребенку необычное поведение особенных детей?

О причинах детской агрессии пишется и говорится много. Чаще касаются вопросов о причинах агрессивного поведения нейротипичного, нормативно развивающегося ребенка. В качестве ситуативных причин чаще всего называют плохое самочувствие ребенка, переутомление...

Почему ребенок агрессивен? Давайте разбираться в причинах вместе.

Часто причиной может быть негативная самооценка: «Я плохой и веду себя как плохой».Действия взрослого: Как можно чаще хвалите ребенка, не стесняйтесь проявлять любовь к нему. Никогда не обсуждайте самого ребенка («ты плохой, потому что так делаешь»), а то...

Термины

Автоматизация (звука) – этап коррекции дефектного звукопроизношения, следующий за постановкой звука; направлен на формирование правильного звукопроизношения в самостоятельной речи. Суть процесса – постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, фразы; в самостоятельную речь.


Аграмматизм – нарушение процессов понимания, усвоения и употребления грамматических средств родного языка.


Аграфия - расстройство письменной речи , полная утрата способности к письму.


Агрессия (агрессивность) - стремление причинить вред окружающим. Различают: вербальную агрессию - склонность ругаться, грубить, делать замечания; защитную агрессию - вызванную ощущением угрозы извне; невротическую агрессию - вызванную общим неблагоприятным самоощущением.


Адаптация - приспособление к новым условиям. Различают социальную адаптацию - приспособление к жизни в обществе.


Адекватность поведения — соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.


Адекватность представлений — соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам.


Акалькулия – нарушение счёта и счётных операций вследствие поражения коры головного мозга.


Акцентуация — ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее до степени патологии.


Алалия – нарушение развития речи у ребёнка. Подразделяют на моторную и сенсорную. Алалия моторная - недоразвитие экспрессивной речи при достаточно сохранном понимании речи; Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на сохранные слух и способности к развитию активной речи;


Алексия – отсутствие способности к чтению.


Амбивалентность — двойственность, сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений).


Амбидекстрия – умение пользоваться правой и левой рукой. Отсутствие ведущей руки.


Амимия - полное отсутствие мимики.


Анамнез – обобщённые сведения, получаемые от самого обследуемого или родных, о ходе развития, условиях жизни человека, значимых событиях. Используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора лечения.


Анартрия – тяжелая форма дизартрии, когда речь практически невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Наблюдается после инсультов, ЧМТ. Устранением занимается логопед-афазиолог.


Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.


Анозогнозия – отсутствие критической оценки больным своего заболевания (паралича, снижения зрения, слуха, психического расстройства и т.д.) Наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга. Необходимо обратиться к психологу, афазиологу.


Аномалия – отклонение от нормы в структуре организма в целом или его частей (может быть врожденной и приобретенной).


Аномалии вкуса: агевзия, агевстия – нарушение восприятий вкусовых ощущений. Встречаются при афазии или вследствие поражений окончаний вкусовых нервов и центров. Различается парагевзия - ошибочное восприятие одного вкусового ощущения вместо другого и фантагевзия - наличие патологического металлического привкуса во рту.


Антисоциальность — отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им. Отличают от асоциальности - безразличия к социальным нормам или их непонимания.


Антиципация - предвосхищение буквы или слога , «опережающее отражение», преждевременная запись звуков. Например, ребёнок заменяет слоги в слове: "баририна", "деверья"; искажает и сокращает слова ("апельсин" – "писин", "телевизор" – "тизий", "капуста" – "пута"); увеличивает число слогов за счет добавления слогообразуемой гласной ("чемодан" – "чиманадан", "трава" - "тарава").


Апатоабулия - патологическое безволие и бесхарактерность, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособность выполнить действие и принять решение, необходимость которых осознаётся. Следует отличать от слабоволия, которое можно исправить тренировками и самовоспитанием. Наблюдается при афазии. Помогает афазиолог и психолог, комплексная реабилитация.


Апоплексия – инсульт, острое нарушение мозгового кровообращения.


Апраксия - нарушение произвольных движений; возникает при поражениях коры головного мозга. Речь ребенка может не развиваться при апраксии, быть неразборчивой для окружающих и часто у ребенка диагностируют алалию. При апраксии ребенок не может облизать губы, надуть щеки, и другие движения. Если у ребенка не появилась речь, необходимо проконсультироваться у логопеда.


Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений для органов артикуляции.


Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы).


Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Сложный двигательный акт произнесения звуков речи.


Аспонтанность - отсутствие мотивации к двигательной, речевой, психической и другим видам деятельности. Встречается при афазии, мозговых нарушениях. Помогает афазиолог.


Аспирация - проникновение пищи в дыхательные пути, устранением занимается опытный афазиолог.


Астения, астеническое состояние — нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость. Астеничность — склонность к возникновению астении.


Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.


Атака звука – начало звука, момент его образования. Атака звука имеет важнейшей значение в голосообразовании. Мягкая атака делает голос бархатным.


Атаксия – расстройство координации произвольных движений. Причина : чаще генетическое или нервно-мышечное заболевание. Движения конечностей становятся неловкими, неточными, нарушается их последовательность, равновесие и координация, походка.


Атрофия (гипотрофия) – нарушение или снижение объема ткани или органа, вследствие нарушения их питания, кровоснабжения или иннервации.


Афазия – расстройство (полное или частичное) речи вследствие поражения головного мозга.


Аутотопагнозия - неузнавание отдельных частей тела и их положения в пространстве. Например, неспособность различить и правильно показать свой нос, пальцы рук, стопы и т.д. Наблюдается после перенесенных инсультов. Необходимо обратиться к психологу, афазиологу.


Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шёпотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.


Афферентный кинестетический праксис (артикулема) – способность воспроизводить только изолированные звуки речи.


Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни. Связан с психическими расстройствами.


Баттаризм – нарушение речи, при котором слова произносятся нечётко, в чрезмерно быстром темпе и не договариваются.


Брадилалия - речевое нарушение, выраженное в патологически замедленном темпе речи.


Бульбарный – (от balbus - луковица, старое название продолговатого мозга, в котором расположены ядра этих нервов) относящийся к продолговатому мозгу. При бульбарном синдроме возникает периферический парез или паралич мышц, ко­торые иннервируются языкоглоточным, блуждающим и подъязычным не­рвами. При наличии бульбарного синдрома возникают расстройства глотания, голоса и артикуляции речи.


Вандализм— разрушение или повреждение материальных ценностей.


Вытеснение — один из механизмов психологической защиты: исключение из сознания травмирующих переживаний.


Гаммацизм – недостаток произношения звука [ Г ].


Генотип - генетическая конституция, совокупность генов, полученная от родителей.


Гетерохронность развития - закономерная разновременность развития психических функций.


Гидроцефалия – избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.


Гиперактивность (двигательная расторможенность) — пограничное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.


Гиперестезия - повышение чувствительности. Гипестезия - понижение чувствительности.


Гиперкинез - непроизвольные, неконтролируемы человеком движения в виде подергиваний, тиков, движений и конвульсий определенных групп мышц рук и ног, плеч, век, мышц лица или всего тела в комплексе. У детей с гиперкинезами выявляются генерализованные стойкие изменения. Встречается при дизартрии, ДЦП и др.


Гиперкомпенсация — компенсаторные механизмы, внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.


Гиперопека — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.


Гиперсоциальность — стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям.


Гипертимный тип — психотип, характеризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительностью, слабым самоконтролем.


Гипертимная акцентуация — особо ярко выраженный гипертимный тип.


Гипертрофия - увеличение объёма органа (или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.


Гипоксия – пониженное содержание кислорода в тканях.


Гипомания, гипоманиакальное состояние — патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (приподнятое, возбужденное состояние).


Гипомимия - ослабление мимики, возникающее при различных заболеваниях ц.н.с, параличах и парезах лицевого нерва, а также при некоторых психических заболеваниях мозга. Характеризуется маскообразным выражением лица.


Глухонемота - сочетание тяжелого слухового дефекта и связанного с ним отсутствия речи.


Гнозис – комплекс процессов восприятия, позволяющих узнавать, распознавать предметы. Органы чувств создают запас сведений о мире, которые хранятся в системах памяти. При расстройстве гнозиса человек не узнает окружающий мир.


Голос - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр. Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос – развитое головное звучание; низкий – развитое грудное звучание; средний – смешанное звучание. Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко; речь оратора достигает дальних концов аудитории. Тембр голоса - индивидуальная звуковая окраска, качество голоса.


Грамматика – раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений.


Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку.


Дауна синдром – хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощённой переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.


Двуязычие – владение двумя языками.


Дебильность - лёгкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.


Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, не соответствующее социальным нормам.


Деменция – приобретенное слабоумие; сниженность познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков, затруднением или невозможностью приобретения новых.


Демонстративность — повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности.


Деонтология - наука о долге, моральной обязанности, нравственном совершенстве и безупречности в профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимодействия.


Депрессия, депрессивное состояние — патологическое снижение настроения и падение активности. Депрессивная тенденция — склонность к возникновению депрессии.


Депривация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.


Дермолексия – способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв, слов. Коррекцией отклонений занимается дефектолог, афазиолог.


Дефект — необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции. Интеллектуальный дефект — необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).


Дефект-центризм - подход к клиенту как к носителю определенного симптома или синдрома, противостоящий ценностному и целостному подходу к личности, системе ее отношений.


Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития людей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Подразделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику , тифлопедагогику.


Дефектолог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с отклонениями в развитии. Как правило имеет специализацию: Дефектолог-логопед – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушениями речи. Дефектолог-сурдопедагог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением слуха. Дефектолог-олигофренопедагог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением интеллекта.


Дефицитарное развитие - патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.


Диагностика (психологическая) — выявление психологических особенностей человека.


Диапазон голоса – обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.


Диафрагма – основная дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полость.


Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).


Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (снабжённости нервами) речевого аппарата.


Диплегия - двусторонний паралич одноименных частей тела (например, обеих ног).


Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения слоговой структуры слова и др.


Дискалькулия – специфическое нарушение обучаемости счёту.


Дислалия – нарушение звукопроизношения.


Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.


Дисфагия – расстройство глотания. Затруднение или невозможность глотать, боли в момент глотания, попадание пищи или жидкости в нос, гортань, трахею. Встречается часто после инсультов, устранением занимается логопед-афазиолог.


Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, вибрирующим). Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.


Дисфория — мрачная раздражительность.


Доминантность — тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.


Допплерография – ультразвуковое исследование магистральных сосудов шеи и головы.


ДЦП – детский церебральный паралич – группа заболеваний детского возраста, характеризующихся двигательными нарушениями, параличами, парезами, нарушением тонуса и гиперкинезами.


Жизненная сфера — определенная сторона жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школьная, сфера межличностного общения, интимная).


Задержка психического развития – временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.


Задержка речевого развития – нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе. При ЗРР наблюдается несформированность всех компонентов речи, квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).


Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.


Имбецильность – средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.


Импрессивная речь – восприятие, понимание речи. Устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи. Письменная – в зрительном восприятии текста (чтении).


Импульсивность — склонность к совершению необдуманных случайных действий.


Инактивность - недостаточная мотивация к организации и осуществлению деятельности. Наблюдается после мозговых нарушений.


Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.


Интровертность — замкнутость, высокая избирательность в общении. Интровертный тип — психотип, характеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склонностью к умозрительным построениям.


Инфантилизм — незрелость, «детскость». Психофизический инфантилизм — отставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физиологическим признакам.


Ипохондрия — повышенное беспокойство о своем здоровье.


Истерия — психическое заболевание, часто приводящее к появлению соматических (телесных) болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин.


Истероидная акцентуация — сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний.


Истероидный фасад — истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией.


Итерация – несудорожные запинки, повторы в речи. Итерация физиологическая – повторение детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленное возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.


Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].


Когнитивные (познавательные) процессы — психические процессы, направленные на познание окружающего мира (восприятие, мышление, память, внимание).


Компенсаторное (защитное) фантазирование — один из механизмов психологической защиты: погружение в фантазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания.


Компенсация — выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности.


Контаминация – смешение , объединение в одно слово слогов, относящимся к различным словам.


Конформность — стремление быть «таким, как все».


Копинг - деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требования.


Косвенные речевые акты - высказывания, содержащие в себе скрытую форму пробуждения. Подобные речевые акты широко распространены в общении с детьми раннего онтогенеза. С помощью вопросов типа "где глазки?", "как собачка лает?" взрослые побуждают ребенка к ответному действию, а не преследуют цель получить какую-либо информацию. Благодаря косвенным речевым актам взрослые не только учат ребенка языку и через язык знакомят с миром, но и контролируют успешность прохождения этого процесса.


Кохлеарные имплантанты - высокотехнологичные протезы, восстанавливающие слух при его потере.


Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].


Литеральный – буквальный, дословный.


Личностные особенности — устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем.


Логастения - повышенная утомляемость, проявляющаяся в речи и сочетающаяся со страхом неправильного произнесения слов, неуверенностью. Наблюдается у детей с нормальным развитием интеллекта при астенических состояниях у детей и при нарушении психического созревания. Проявляется в трудностях освоения грамоты (дислексия и дисграфия).


Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.


Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишённых логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.


Логофобия – боязнь произнесения слов, страх речи.


Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При макроглоссии наблюдаются значительные нарушения произношения.


Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.


Миодистрофия Дюшенна – только у мальчиков 4-5 лет Проявления: Замена мышц сначала голеней, а с годами и всех других частей тела, на соединительную ткань, неспособную к сокращению. Прогноз: полная неподвижность и смерть, чаще во втором десятилетии жизни. Эффективные методы лечения пока не разработаны.


Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.


Муковисцидоз – поражение дыхательной системы и ЖКТ. Симптомы: хроническое воспаление легких и бронхов в сочетании с поносом/запором, тошнотой. Лечение: препараты ферментативного ряда и лекарства противовоспалительного действия.


Мутизм – отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях и у застенчивых детей.


Назализация – приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.


Нарушение обучаемости (задержка психического развития, ЗПР) — локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций.


Наследственная тугоухость — нарушение слуха, наследуемое в семье.


Невроз, невротическое состояние — пограничное психическое расстройство; характеризуется снижением продуктивности деятельности, эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.


Негативизм — противодействие требованиям.


Негативное самопредъявление — привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.


Нейросонография – ультразвуковое исследование головного мозга через родничок и височные окна.


Нейролингвистика – наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.


Нейропсихология – наука, пользующаяся инструментарием психологии и дисциплин, изучающих нервную систему. Цель нейропсихолога - выявить связь между функциональным состоянием головного мозга, нервной системы и психическими процессами человека.


Нистагм – непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.


Ноотропы – лекарственные препараты, улучшающие питание нервных клеток.


Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.


Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга.


Олигофренопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.


Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.


Организация действий — навыки построения своей работы: ее планирование, проверка и др.


Органическое поражение мозга — следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др.


Паранойяльность — подозрительное, настороженное отношение к окружающим.


Парафазия – нарушения речи, проявляющиеся в пропусках, замене или перестановке звуков и слогов в словах.


Парез – ослабление произвольных движений. Причины: поражение двигательных центров спинного и/или головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы, паралич, ослабление какой-либо мышцы, группы мышц. Устранением занимается массажист, афазиолог, логопед.


Пассивность — признак утомления или неблагоприятного психологического состояния.


Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.


Патологическое состояние — серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.


Педагогическая запущенность — следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания. Относительная педагогическая запущенность — отсутствие коррекционного обучения, необходимого ребенку с отклонениями в развитии.


Перинатальная энцефалопатия – нарушение функций головного мозга, возникшее во время родов либо непосредственно связанное с ними.


Персеверация – «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или действия и неоднократное их повторение/воспроизведение, часто в несоответсвующих ситуациях. Выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации. Коррекцией занимается логопед, афазиолог.


Перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно.


Плегия – острый парез. Может развиться вследствие инсульта головного/спинного мозга или из-за травматического повреждения спинного мозга.


Пограничные состояния — отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.


Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с прерывистым темпом. Является выражением внутреннего беспорядка мышления. Речь поверхностна и абстрактна по смыслу, в ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса.


Праксис – способность адекватно координировать и контролировать действия.


Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.


Проекция — один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям


Просодика – мелодико-интонационная сторона речи.


Псевдобульбарный синдром – неврологическое заболевание, обусловленное двусторонним прерыванием корково-ядерных путей.


Психастеническая акцентуация (тревожно-мнительный характер) — сильно повышенная тревожность, недостаток уверенности в себе, выраженная астеничность.


Психоз, психотическое состояние — психическое расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т.п.).


Психологическая защита — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов.


Психологическое состояние — особенности человека, существенно меняющиеся со временем.


Психомоторный тонус — напряжение мышц, связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением.


Психопатия — патологический характер, резко затрудняющий социальную адаптацию.


Психопатоподобное поведение — высокая импульсивность, нарушение социальных норм.


Психосоматические заболевания — телесные болезни, вызванные психологическими причинами.


Психотип — общий склад личности, определяющий ее деятельность, взаимоотношения с людьми и с миром.


Рационализация — один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.


Резонерство - нарушение мышления, характеризующееся пустым, бесплодным многословием, когда отсутствуют конкретные идеи и целенаправленность мыслительного процесса.


Ригидность (вязкость) — склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях. Ригидный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем активности, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же.


Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.


Риторика – теория и мастерство гармоничной речи.


Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звуков [Р], [Рь] («картавость»).


Саливация - слюноотделение. Гиперсаливация – обильное слюноотделение.


Самоконтроль — способность к сознательному управлению своим поведением.


Сензитивность — высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам. Сензитивный тип — психотип, характеризующийся высокой чувствительностью, астеничностью и тревожностью.


Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.


Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.


Синдром Апера (Аперта) (акрокраниодисфалангия, акросфеносиндактилия, акроцефалосиндактилия) — врожденная аномалия развития черепа, сочетается с отклонением развития кистей рук. Синдром Апера является одной из форм акроцефалосиндактилии. причиной возникновения синдрома является нарушение работы фибробластов генов 10-й хромосомы человека. признаками синдрома являются высокий, выпуклый лоб, плоское или вогнутое лицо, наблюдается нарушениестроения челюсти,. высокое небо, расщепление небного язычка, а также синдактилия рук и ног, офтальмоплегия, ослабление зрения. Возможны различные степени умственного дефицита, однако есть дети и с нормальным интеллектом. Для прогноза и коррекции нарушений при синдроме Апера необходим комплексный медико-педагогический подход важны данные психометрической оценки, состояния слуха, заключение генетика, врачей, работа логопеда, дефектолога, психолога


Синдром Шерешевского-Тернера (только у девочек). Маленький рост, низко посаженные волосы на затылке, в 13-14 лет отсутствие месячных. Легкое отставание умственного развития. Ведущий признак у взрослых — бесплодие. Кариотип - 45 хромосом. Отсутствует одна Х-хромосома.


Cиндром Клейнфелтера (только у мальчиков) - высокий рост (190 см+), непропорционально росту длинные руки, ожирение, женский тип телосложения, скудное оволосение, асоциальное поведение, дебильность. Ведущий симптом - бесплодие. Устанавливается чаще всего в период полового созревания. 47 хромосом — 47, XXY.


Синдром Патау. Симптомы: расщелина верхней губы или мягкого/твердого неба, аномалия глаз.


Синдром Вольфа-Хиршхорна - задержка роста, расщелины губы и нёба, широкий или клювовидный нос; асимметрия костей черепа, низко расположенные деформированные ушные раковины; гематомы кожи небольших размеров в области лица.


Синдром Эдвардса (дети, рожденные у пожилых матерей). Причина- наличие дополнительной 18-й хромосомы. Симптомы: низкий рост, маленький вес, аномалии мозгового и лицевого черепа, нижняя челюсть и ротовое отверстие маленькие. Глазные щели узкие и короткие. Мочка и козелок часто отсутствуют. Наружный слуховой проход сужен, иногда отсутствует.


Скандированная речь – речь по слогам, нарушение ритма речи.


Скрининг – быстрое исследование (диагностика), предваряющее углубленное, тщательное исследование (диагностику).


Словарь активный – наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в своей речи.

Словарь пассивный – запас понимаемых слов.


Соматические заболевания — телесные (не нервные и не психические) заболевания.


Соматопарагнозия – восприятие поражённой части тела как чужеродной. Например, больной испытывает ощущение, что одна из его ног принадлежит другому человеку или является другим предметом (палкой). Наблюдается при афазии. Коррекцией занимается логопед, афазиолог.


Сопряжённая речь – совместное повторение двумя или более лицами произнесённых или написанных слов или фраз. Используется логопедом при исправлении некоторых речевых нарушений, в том числе заикания.


Социализированность — владение социальными нормами.


Социальная дезориентация — низкая чувствительность к социальным нормам, нарушение их иерархизации.


Спазмолитики – лекарственные вещества, снимающие спазмы сосудов.


Спонтанная речь – непроизвольная.


Стереогноз - способность узнавания предметов наощупь. Страдает при органических поражениях головного мозга. Коррекцией занимается логопед, дефектолог, афазиолог.


Ствол мозга – раздел головного мозга, находящийся между спинным и головным мозгом, обеспечивающий важнейшие жизненные функции.


Стресс — реакция на необходимость приспосабливаться к неблагоприятной или резко изменяющейся ситуации. Устойчивость к стрессу — способность выдерживать психологические нагрузки, не испытывая состояния стресса.


Субдепрессия — снижение настроения, не доходящее до уровня депрессии.


Судороги клонические – быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные сокращения и расслабления мышц.

Судороги тонические – продолжительные сокращения мышц вследствие однократного импульса.


Сукцессивный - представляющий собой последовательность протекания процессов. Например, речь сукцессивна, но при патологиях сукцессивный характер речи может нарушаться. Тогда появляются сбои при переключении движений и речевые нарушения.


Сурдопедагогика – наука о лечении, воспитании и обучении лиц с нарушением слуха. Сурдопедагог – специалист по обучению и воспитанию глухих и слабослышащих детей, адаптации и реабилитации при кохлеарной имплантации.


Тахилалия – нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте её темпа, при полном сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.


Тик — непроизвольное подергивание мышц.


Тревога — беспокойство, волнение, ощущение угрозы, ожидание неопределённой опасности. Тревожность — склонность к возникновению состояния тревоги, неуверенность в себе, опасения, страхи.


Тревожный гиперконтроль — стремление все время контролировать себя, мешающее выполнению автоматизированных действий.


Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при поражении нервной системы.


Умственная отсталость (олигофрения) — общее интеллектуальное снижение, делающее невозможной полноценную социальную адаптацию.


Унилатеральная – связанная с поражением одной стороны тела.


Уровень притязаний — степень успешности, на которую человек претендует; крайне неблагоприятно сочетание завышенного уровня притязаний со сниженной самооценкой.


Фенилкетонурия – наследственное заболевание, проявляется в отставании психического и моторного развития, эпилептиформноподобных припадках, расстройствах работы ЖКТ, дерматитах. Физиология: аминокислота фенилаланин не усваивается организмом, и ее токсические концентрации отрицательно влияют на функциональную деятельность головного мозга и ряда органов и систем.


Фобия — навязчивый страх, боязнь ситуаций, не представляющих непосредственной угрозы: закрытых помещений, открытых пространств, высоты, глубины и др.


Фонастения – нарушение функции голосообразования без видимых органических изменений в голосовом аппарате. Симптомы: быстрая утомляемость и прерывание голоса, неприятные ощущения в горле при пении и речи.


Фонация – голосообразование. Нарушения фонации – от легкой охриплости до полного отсутствия голоса.


Фонема – звук речи – звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и 36 согласных).


Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем, умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать близкие по звучанию фонемы, имеет важное значение для овладения звуковой стороной языка


Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.


Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса ; методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии тесно связаны с проблемами логопедии.


Фрустрация — неудовлетворенность потребности.


Хиттизм – недостаток произношения звука [ Х ].


Целиакия — хроническое наследственное полисиндромное заболевание. Повреждения слизистой оболочки тонкой кишки глютеном. Как правило, проявляется в 8 — 12-месячном возрасте ребенка или после инфекционного заболевания (кишечной инфекции, ОРВИ). Первые симптомы: эмоциональная лабильность, снижение аппетита, замедление темпов прибавки массы тела, учащение стула, увеличение живота на фоне снижения массы тела, истончение подкожного жирового слоя, снижение мышечного тонуса, гипотрофия.


Цервикальный – имеющий отношение к шее.


Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.


ЦНС - центральная нервная система.


Шизоидная акцентуация — интровертность, трудности в общении, преобладание интеллектуальной сферы над эмоциональной


Экспрессивная речь – активное устное и письменное высказывание.


Экстравертность — общительность, склонность к широким контактам.


Электрофорез – метод введения лекарственных препаратов, основанный на применении постоянного тока малой силы.


Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование биоэлектроической активности мозга.


Элизии - сокращения слов, пропуски звуков, слогов.


Эмбол речевой – часть слова или короткое словосочетание, многократно повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов моторной афазии.


Эмоциональная лабильность — склонность к легкой смене настроений, неустойчивость переживаний.


Этиология – 1) учение о причинах возникновения болезней 2) причина возникновения болезни или патологического состояния.


Эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений.


Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков речи.


Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой речи. Может наблюдаться как у взрослых, так и у детей при поражении коры головного мозга. Иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов развития и становления речи. Необходимо обратиться к логопеду, психологу.


Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – ультразвуковой метод исследования головного мозга, позволяющий оценить расстояние до срединных структур с обеих сторон, наличие гипертензии (внутричерепного давления).