СТАТЬИ
Нейрокоррекция

Нейрокоррекция с использованием метода замещающего онтогенеза (МЗО). Специально подобранные упражнения оказывают стимулирующее воздействие на мозговые структуры, то есть на так называемый сенсомоторный уровень (связь между движением и психическими функция...

Правила качественной игры с ребенком

Включенность: поддерживать зрительный контакт, быть рядом в пространстве, не смотреть в момент игры в телевизор/телефон, не отвлекаться, больше слушать, чем говорить. Проявлять интерес, задавать вопросы. Следование за ребенком. Присоединяйтесь к тому сюже...

Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Упражнения для развития фонематического слуха

Почему важно развивать фонематический слух? Это - залог правильного произношения, а затем - чтения, письма и даже понимания обращённой речи. Если у человека не развит фонематический слух, он воспринимает информацию искаженно, что приводит к коммуникативным проблемам и тормозит его умственное развитие.




  • Угадай звук. Попросите ребенка закрыть глаза и произведите тот или иной бытовой шум - переливание воды, шелест газеты, звон ложек, скрип двери. Спросите ребенка: что он услышал?

  • Шумящие мешочки. Вместе с ребенком насыпьте в разные мешочки или коробочки разные "ингредиенты" - крупу, пуговицы, скрепки. Ребенок закрывает глаза, а вы берете тот или иной мешочек и трясете им. Ребенок отгадывает по звуку, что внутри мешочка.

  • Волшебная палочка. Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по разным предметам в доме. Волшебная палочка заставит звучать вазу, стол, стену, миску… Потом усложните задание - ребенок отгадывает с закрытыми глазами, какой предмет "зазвучал".

  • Жмурки. Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего колокольчика, бубна, свистка.

  • Повтори хлопки. Ребенок должен повторить за вами ритмический рисунок хлопков. Например - 2 хлопка, пауза, 1 хлопок, пауза, 2 хлопка.

  • Узнай свой голос. Запишите на кассету разные голоса - близких людей и самого ребенка. Попросите его угадать, кто говорит.

  • Громко-тихо. Договоритесь, какие действия ребенок будет производить, когда вы говорите громко, и какие - когда тихо.

  • Слушай и выбирай. Перед ребенком картинки со сходными по звучанию словами (ком, сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает соответствующую картинку.

  • Верно-неверно. Взрослый показывает ребенку картинку и называет предмет, заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота, хорота). Задача ребенка - хлопнуть в ладоши, когда он услышит правильный вариант произношения.

  • Хлопки = слова. Проговорите слова разной длины, интонационно разделяя на слоги. Затем повторите то же самое, сопровождая каждый слог хлопком: па-па - 2 хлопка, ло-па-та - з хлопка, ба-ле-ри-на - 4 хлопка. Далее предложите ребенку самостоятельно "отхлопать" количество слогов в слове.

  • Хлопни, когда услышал звук. Выберите один звук и четко его произнесите, подберите слоги и слова, где он отчетливо слышен. Затем произносите ряды звуков, слоги, короткие слова, где есть и где нет заданного звука. Ребенок должен хлопнуть в ладоши, когда услышит ряд, слог или слово, в котором содержится заданный звук.

  • Подготовьте карточки с изображением разных предметов. Задайте определенный звук и попросите ребенка распределить карточки на группы: 1) предметы, в названии которых есть нужный звук, 2) предметы, в названии которых нет нужного звука.

  • Сколько звуков. Взрослый называет один, два, три звука, а ребенок на слух определяет и называет их количество.

  • Похлопаем. Выберите один звук, задайте его ребенку. Затем произносите разные слова, в том числе начинающиеся с заданного звука. Когда ребенок слышит такие слова, он хлопает в ладоши.

  • Отгадай слово. Ребенку предлагаются слова с пропущенным звуком - и ему нужно отгадать слово. Например, из слов убежал звук л: мы.о, ку.ак, .ампа.

  • Работаем с зеркалом. Ребенок четко произносит звуки, которые чаще всего путает, и одновременно смотрит на себя в зеркало. Обратите его внимание на различия в произношении сходных звуков. Например, чтобы произнести звук П, нужно только резко вытолкнуть воздух через сомкнутые губы. А вот для звука Б потребуется ещё и голос. Кроме того, предложите ребёнку положить руку на горло при произнесении звонкого согласного (он почувствует вибрацию) и при произнесении глухого (не почувствует).

  • Предыдущее упражнение будете еще более эффективным при использовании соответствующих звукам букв, вырезанных из бархатной бумаги. В процессе произношения ребенок щупает букву и рисует ее. Другая вариация - использование чашки для эффекта эха. Это позволит ребенку услышать звуки дважды, что позволит лучше их обработать.

  • Для детей от 7 лет: словарные карточки для зрительного запоминания образа слова. На каждую карточку от руки (письменными буквами) выписывается по одному слову, в которых ребенок допустил звуковые замены (п-б, д-т, а-о, и-е, т-ц и т.д.), когда выполнял задание в классе или домашнюю работу. Место, которое вызывает у ребенка особые трудности, выделяется цветом (лучше, если ребенок делает это сам, выбрав любимый цвет). Выделенная цветом часть слова будет привлекать к себе внимание. Ребенок должен посмотреть на карточку и постараться запомнить слово «глазами», молча. Затем карточка переворачивается, и ребенок пытается написать это слово по памяти. Если воспроизведение оказалось успешным, не содержало ошибок, можно перейти к следующей карточке. Если ошибки были, то запоминание данной карточки повторяется снова.