Для того, чтобы человек мог записать воспринимаемую на слух информацию, в его мозгу проходят сложнейшие процессы декодировки звуков, наделения их значением и перевода на определенный язык букв. Эти функции развиваются и автоматизируются постепенно - с рождения и, как правило, до среднего школьного возраста.
Между 6 месяцами и 1 годом у ребёнка формируется "языковой фильтр" - он усваивает тонкие различия звуков родного языка. Например, маленькие русские дети перестают воспринимать вариации звука "к", присущие, например, грузинскому языку; но усваивают оппозиции "мягкий - твёрдый", "глухой - звонкий" и т.д.
Итак, фонематический слух - это декодировка звуков, необходимая для понимания смысла сказанного, преобразования звучащей речи в письменную и наоборот.
Недостаточность развития фонематического слуха легко выявляется у школьника - стоит только попросить его написать предложение под диктовку.
Рассмотрим пример. В тетради читаем: "В сату са окоротам расла яблоня. На опушки леса охотнек упил волка". То есть мы видим: почти все звонкие парные согласные «оглушены», а также можно увидеть замены ряда гласных, близких по звучанию (а-о, е-и).
Недостаточность фонематического слуха, как правило, приводит еще и к тому, что ребенок плохо понимает обращённую к нему речь. Из-за этого у него возникают трудности усвоения информации на уроках, он плохо понимает инструкции, которые дает учитель.
Как помочь?
В первую очередь необходимо неврологическое обследование. За несформированностью фонематического слуха часто скрывается недостаточность мозговых функций. Выявить проблему можно с помощью ультразвуковой допплерографии и других исследований, на которые направит врач-невролог.
Решить проблему только педагогическими мерами (с помощью логопеда) можно, как правило, только в дошкольном возрасте - позднее процесс усложняется.
В разделе "Мастерская логопеда" мы предлагаем упражнения для развития фонематического слуха, которые Вы можете практиковать самостоятельно.
Между 6 месяцами и 1 годом у ребёнка формируется "языковой фильтр" - он усваивает тонкие различия звуков родного языка. Например, маленькие русские дети перестают воспринимать вариации звука "к", присущие, например, грузинскому языку; но усваивают оппозиции "мягкий - твёрдый", "глухой - звонкий" и т.д.
Итак, фонематический слух - это декодировка звуков, необходимая для понимания смысла сказанного, преобразования звучащей речи в письменную и наоборот.
Недостаточность развития фонематического слуха легко выявляется у школьника - стоит только попросить его написать предложение под диктовку.
Рассмотрим пример. В тетради читаем: "В сату са окоротам расла яблоня. На опушки леса охотнек упил волка". То есть мы видим: почти все звонкие парные согласные «оглушены», а также можно увидеть замены ряда гласных, близких по звучанию (а-о, е-и).
Недостаточность фонематического слуха, как правило, приводит еще и к тому, что ребенок плохо понимает обращённую к нему речь. Из-за этого у него возникают трудности усвоения информации на уроках, он плохо понимает инструкции, которые дает учитель.
Как помочь?
В первую очередь необходимо неврологическое обследование. За несформированностью фонематического слуха часто скрывается недостаточность мозговых функций. Выявить проблему можно с помощью ультразвуковой допплерографии и других исследований, на которые направит врач-невролог.
Решить проблему только педагогическими мерами (с помощью логопеда) можно, как правило, только в дошкольном возрасте - позднее процесс усложняется.
В разделе "Мастерская логопеда" мы предлагаем упражнения для развития фонематического слуха, которые Вы можете практиковать самостоятельно.