По статистике, 26% всех нарушений звукопроизношения приходится на звуки [Р] и [Рь] (так называемые «вибранты»). В норме эти звуки могут отсутствовать в речи ребенка до пяти-шести лет. Но, если до пяти- шестилетнего возраста звуки так и не появились; или родители заметили, что звуки есть, но произношение их не соответствует норме, следует как можно скорее обратиться к логопеду.
Когда артикуляция в норме
Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Губы свободно раскрыты либо положение зависит от следующего гласного. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
При произнесении звука [Рь] дополнительно приподнимается средняя часть спинки языка, кончик языка продвигается вперед и вибрация происходит у верхних резцов.
Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]
Когда артикуляция в норме
Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Губы свободно раскрыты либо положение зависит от следующего гласного. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
При произнесении звука [Рь] дополнительно приподнимается средняя часть спинки языка, кончик языка продвигается вперед и вибрация происходит у верхних резцов.
Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]
- Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.
- Замены звука (параротацизмы) на другие звуки.
- Искажения звуков (ротацизмы). Виды ротацизмов:
велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р];
увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
боковой – слышится «хлюпающий» звук;
щёчный – при выдохе раздуваются щеки;
кучерский – вибрируют сомкнутые губы;
двугубный – звук похож на английский [W];
одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
- Смешения звуков - чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].
Причины нарушения произношения "вибрантов"
- Короткая, укороченная уздечка или аномалии её расположения. Подъязычная связка может поддаваться растяжению с помощью упражнений и специальных приёмов, или, в некоторых случаях, проводится пластика - подрезание уздечки.
- Сужение языка
- Макроглоссия (увеличение размера языка)
- Нарушения прикуса
- Сужение верхней челюсти
- Нарушения в расположении зубов верхней челюсти или отсутствие зубов
- «Готическое» нёбо (высокое)
- Расщелины нёба
- Нарушение фонематического и физического слуха
- Подражание речи ближайшего окружения
- Нарушения мышечного тонуса при дизартрии
Как строится коррекционно-логопедическая работа
1. Подготовительный этап
- Сопоставление и определение на слух звука [Р] ([Рь]) и его заменителя.
- Сравнительный анализ артикуляции звуков [Р] - [Рь] и его заменителей.
- Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.
2. Постановка звука.
Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний; с помощью специальных упражнений, а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.
3. Автоматизация звука.
Проводится (по нарастанию) в слогах с разным ударением и с разной гласной; в обратных слогах; в словах; в словосочетаниях и чистоговорках; во фразах, стихах, скороговорках.
4. Введение звука в связную речь.
Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи, требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р].
Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю.
В любом случае очень важна помощь родителей, особенно на подготовительном этапе и в ходе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома.
Автор статьи: Позднякова Татьяна Александровна.