Статьи 5
2024-07-11 22:32

Нарушения произношения звуков [Р] и [Рь]

По статистике, 26% всех нарушений звукопроизношения приходится на звуки [Р] и [Рь] (так называемые «вибранты»). В норме эти звуки могут отсутствовать в речи ребенка до пяти-шести лет. Но, если до пяти- шестилетнего возраста звуки так и не появились; или родители заметили, что звуки есть, но произношение их не соответствует норме, следует как можно скорее обратиться к логопеду.

Когда артикуляция в норме

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Губы свободно раскрыты либо положение зависит от следующего гласного. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.

При произнесении звука [Рь] дополнительно приподнимается средняя часть спинки языка, кончик языка продвигается вперед и вибрация происходит у верхних резцов.

Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]
  • Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.
  • Замены звука (параротацизмы) на другие звуки.
  • Искажения звуков (ротацизмы). Виды ротацизмов:

велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р];

увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);

носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];

боковой – слышится «хлюпающий» звук;

щёчный – при выдохе раздуваются щеки;

кучерский – вибрируют сомкнутые губы;

двугубный – звук похож на английский [W];

одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.
  • Смешения звуков - чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].

Причины нарушения произношения "вибрантов"

  • Короткая, укороченная уздечка или аномалии её расположения. Подъязычная связка может поддаваться растяжению с помощью упражнений и специальных приёмов, или, в некоторых случаях, проводится пластика - подрезание уздечки.
  • Сужение языка
  • Макроглоссия (увеличение размера языка)
  • Нарушения прикуса
  • Сужение верхней челюсти
  • Нарушения в расположении зубов верхней челюсти или отсутствие зубов
  • «Готическое» нёбо (высокое)
  • Расщелины нёба
  • Нарушение фонематического и физического слуха
  • Подражание речи ближайшего окружения
  • Нарушения мышечного тонуса при дизартрии

Как строится коррекционно-логопедическая работа

1. Подготовительный этап

  • Сопоставление и определение на слух звука [Р] ([Рь]) и его заменителя.
  • Сравнительный анализ артикуляции звуков [Р] - [Рь] и его заменителей.
  • Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.

2. Постановка звука.

Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний; с помощью специальных упражнений, а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.

3. Автоматизация звука.

Проводится (по нарастанию) в слогах с разным ударением и с разной гласной; в обратных слогах; в словах; в словосочетаниях и чистоговорках; во фразах, стихах, скороговорках.

4. Введение звука в связную речь.

Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи, требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р].

Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю.

В любом случае очень важна помощь родителей, особенно на подготовительном этапе и в ходе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома.

Автор статьи: Позднякова Татьяна Александровна.