Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста
Дорогие мамы, папы, бабушки, сестры, братья и все родные и близкие ребенка! В Центре Анны Белик вы получили для заполнения опросник. Хочу рассказать вам о том, что он собой представляет, как создан, как его заполнять и главное – зачем это нужно.
Два опросника: «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» и «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» - охватывают различные сферы речевого развития детей. Опросники представляют собой русские версии двух американских опросников («The MacArthur Communicative Development Inventory»), видоизмененные в соответствии с русской реальностью и особенностями русского языка. Работа над русской версией велась сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) с 2000 года с разрешения авторов опросников, опросник адаптирован авторским коллективом (свидетельство о государственной регистрации базы данных МАКАРТ-РУС № 201 362 04 89 от 10 апреля 2013 г., авторы С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, В. Л. Рыскина,А. Вершинина, А. М. Вершинин). База данных речи детей от 8 мес. до трех лет пополнялась путем сбора заполненных родительских опросников (768 опросников для детей в возрасте от 8 до 18 мес. (416 мальчиков и 352 девочек) и 1037 опросников для детей в возрасте от 18 до 36 мес. (487 мальчиков и 550 девочек). Нормы речевого развития рассчитывались по всем пунктам опросника и по всем возрастам – общие и отдельно для мальчиков и для девочек.
Хочу подчеркнуть, что нормы речевого развития детей получены только нашим авторским коллективом.
Первый опросник («зайчик») оценивает:
сколько слов понимает и говорит ваш ребенок (первое на ранних этапах даже важнее, чем второе),
какие жесты производит,
как подражает родителям, выполняя различные действия;
использует ли воображаемые предметы и предметы-заместители.
Второй опросник («мишка») оценивает:
сколько слов говорит ваш ребенок;
умеет ли каким-то образом сказать о прошлом, будущем, об отсутствующих предметах и обозначить принадлежность;
умеет ли каким-то образом отвечать на вопросы;
изменяет ли существительные и глаголы;
умеет ли соединить слова во фразу и насколько длинные предложения говорит;
использует ли воображаемые предметы и предметы-заместители.
Прежде чем заполнять опросник, понаблюдайте за вашим ребенком в течение нескольких дней. Заполнение – это немалый труд, но внимательная оценка речевого поведения вашего ребенка очень полезна.
По результатам заполненного вами опросника оценивается возраст развития отдельных умений. Он определяется следующим образом: количество имеющихся у ребенка пунктов (слов, жестов и т. п.) из списка в опроснике сравнивается с тем же количеством этих пунктов в норме и определяется, в каком возрасте владение этим набором характерно для 50 % детей. Такое сопоставление позволяет указать, каков возраст развития ребенка в отношении данного умения и сравнить его с паспортным возрастом ребенка на момент заполнения опросника. Это устанавливается отдельно для мальчиков и для девочек.
Это важно для логопеда.
А для вас важнее другое!
Заполнение опросника (особенно ежемесячное) очень полезно для родителей: оно позволит вам задуматься не только над речью ребенка, но и над своим собственным речевым поведением и скорректировать его.
Отлично, если опросник, заполненный мамой, дополнят другие члены семьи. Развитие речи ребенка – общесемейное дело.
Опросник является своего рода подробным планом развития коммуникативных умений, жестов, словаря и грамматики.
Периодическое заполнение опросника позволяет увидеть картину продвижения ребенка по пути освоения языка.
Анализ заполненного вами опросника позволит вам задуматься над пробелами в развитии вашего ребенка (они могут быть возрастными, индивидуальными и педагогическими) и скорректировать ваше общение с ним.
С заполненным опросником можно записаться ко мне на консультацию – и очень надеюсь, что смогу вам дать конкретные советы по развитию речи вашего ребенка.