Существуют различные представления относительно роли взрослых в усвоении языка ребенком. Знаменитый исследователь детской речи Д. Слобин пишет о том, что «родители очень мало внимания обращают на грамматическую правильность или неправильность речи своих детей. Их больше всего интересует, что хочет сказать ребенок, а не структуры предложений, которые он использует».
Однако при тщательном анализе данных детской речи обнаружились многочисленные исправления взрослым речевых ошибок ребенка.
Как родители исправляют речь ребенка?
Во-первых, это прямые исправления: взрослый произносит правильный вариант, часто сопровождая его словами «А говори…»; «Не…, а …»!!
Во-вторых, исправления бывают косвенные, когда взрослый реагирует на ошибку, но не произносит нормативный образец:
a) переспросы, вопросы – взрослый либо действительно не понимает, либо изображает непонимание («Как ты сказал? Что-что? Разве это?..»);
б) осуждение детской ошибки («Неправильно ты говоришь», «А правильно сказать…» «Как следует скажи», «Это не…», «Нет такого слова»; смех);
в) повторение взрослым ошибки ребенка с интонационным подчеркиванием;
г) предложение ребенку исправиться через аналогичный пример (ребенок сказал лисёнки – напоминаем ему: Ты ведь правильно говоришь - цыпленок – цыплята).
Оказалось, что от 2 до 3 лет лучше исправлять ребенка напрямую, хотя даже в этом возрасте ребенок уже начинает реагировать на косвенные исправления. И это понятно: если ребенок слышит исправление, он может просто повторить, не задумываясь, а спустя некоторое время опять ошибиться. Если мы исправляем так, что ребенок вынужден подумать и вспомнить правильную форму, скорее всего он запомнит это и перестанет ошибаться.
Иногда взрослые исправляют ребенка и удивляются, что тот либо даже не повторяет за ним, либо повторяет, а вскоре опять так же точно ошибается. Дело в том, что ребенок не реагирует на исправления тех языковых явлений, которые еще недоступны ему психологически и когнитивно. Например, до 3 лет ребенком не воспринимаются исправления, связанные с ошибками у существительных среднего рода (другая ведерка); даже в 6 лет ребенок с хорошим речевым развитием может не воспринимать исправлений существительных, имеющих в норме только форму единственного числа (капусты растут).
Итак, когда исправлять и когда не исправлять речь ребенка и как это делать?
1. Не стоит исправлять ребенка каждый раз, когда вы слышите его ошибку. Если, например, вы понимаете, что он еще не способен сказать какой-то звук, не обращайте на это внимания.
2. Исправлять нужно, когда языковое явление находится в зоне ближайшего развития ребенка. При этом вы можете напомнить ребенку, что похожие слова он уже знает и привести примеры.
3. Пробуйте исправлять ребенка по-разному: и напрямую, произнося правильный вариант, и косвенно, переспрашивая ребенка (что ты сказал?) или изображая непонимание (я не расслышал тебя, не понял, уточни). Посмейтесь над ошибкой ребенка (по-доброму, конечно же!), повторив ее.
4. Покажите ребенку похожий пример: танцует (а не танцевает) - так же, как рисует и целует; сон – сны (а не соны), как огурец - огурцы, носок – носки.