Статьи

Термины

Автоматизация (звука) – этап коррекции дефектного звукопроизношения, следующий за постановкой звука; направлен на формирование правильного звукопроизношения в самостоятельной речи. Суть процесса – постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, фразы; в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение процессов понимания, усвоения и употребления грамматических средств родного языка.

Аграфия - расстройство письменной речи , полная утрата способности к письму.

Агрессия (агрессивность) - стремление причинить вред окружающим. Различают: вербальную агрессию - склонность ругаться, грубить, делать замечания; защитную агрессию - вызванную ощущением угрозы извне; невротическую агрессию - вызванную общим неблагоприятным самоощущением.

Адаптация - приспособление к новым условиям. Различают социальную адаптацию - приспособление к жизни в обществе.

Адекватность поведения — соответствие поведения ситуации и общепринятым стандартам.

Адекватность представлений — соответствие представлений жизненной реальности и общепринятым стандартам.

Акалькулия – нарушение счёта и счётных операций вследствие поражения коры головного мозга.

Акцентуация — ярко выраженное своеобразие характера, не доходящее до степени патологии.

Алалия – нарушение развития речи у ребёнка. Подразделяют на моторную и сенсорную. Алалия моторная - недоразвитие экспрессивной речи при достаточно сохранном понимании речи; Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на сохранные слух и способности к развитию активной речи;

Алексия – отсутствие способности к чтению.

Амбивалентность — двойственность, сосуществование у человека противоречащих друг другу тенденций (переживаний, стремлений, представлений).

Амбидекстрия – умение пользоваться правой и левой рукой. Отсутствие ведущей руки.

Амимия - полное отсутствие мимики.

Анамнез – обобщённые сведения, получаемые от самого обследуемого или родных, о ходе развития, условиях жизни человека, значимых событиях. Используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора лечения.

Анартрия – тяжелая форма дизартрии, когда речь практически невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Наблюдается после инсультов, ЧМТ. Устранением занимается логопед-афазиолог.

Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.

Анозогнозия – отсутствие критической оценки больным своего заболевания (паралича, снижения зрения, слуха, психического расстройства и т.д.) Наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга. Необходимо обратиться к психологу, афазиологу.

Аномалия – отклонение от нормы в структуре организма в целом или его частей (может быть врожденной и приобретенной).

Аномалии вкуса: агевзия, агевстия – нарушение восприятий вкусовых ощущений. Встречаются при афазии или вследствие поражений окончаний вкусовых нервов и центров. Различается парагевзия - ошибочное восприятие одного вкусового ощущения вместо другого и фантагевзия - наличие патологического металлического привкуса во рту.

Антисоциальность — отрицательное отношение к социальным нормам, стремление противодействовать им. Отличают от асоциальности - безразличия к социальным нормам или их непонимания.

Антиципация - предвосхищение буквы или слога , «опережающее отражение», преждевременная запись звуков. Например, ребёнок заменяет слоги в слове: "баририна", "деверья"; искажает и сокращает слова ("апельсин" – "писин", "телевизор" – "тизий", "капуста" – "пута"); увеличивает число слогов за счет добавления слогообразуемой гласной ("чемодан" – "чиманадан", "трава" - "тарава").

Апатоабулия - патологическое безволие и бесхарактерность, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособность выполнить действие и принять решение, необходимость которых осознаётся. Следует отличать от слабоволия, которое можно исправить тренировками и самовоспитанием. Наблюдается при афазии. Помогает афазиолог и психолог, комплексная реабилитация.

Апоплексия – инсульт, острое нарушение мозгового кровообращения.

Апраксия - нарушение произвольных движений; возникает при поражениях коры головного мозга. Речь ребенка может не развиваться при апраксии, быть неразборчивой для окружающих и часто у ребенка диагностируют алалию. При апраксии ребенок не может облизать губы, надуть щеки, и другие движения. Если у ребенка не появилась речь, необходимо проконсультироваться у логопеда.

Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений для органов артикуляции.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы).

Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Сложный двигательный акт произнесения звуков речи.

Аспонтанность - отсутствие мотивации к двигательной, речевой, психической и другим видам деятельности. Встречается при афазии, мозговых нарушениях. Помогает афазиолог.

Аспирация - проникновение пищи в дыхательные пути, устранением занимается опытный афазиолог.

Астения, астеническое состояние — нервное истощение, ослабленность, повышенная утомляемость. Астеничность — склонность к возникновению астении.

Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекислого газа в крови и тканях.

Атака звука – начало звука, момент его образования. Атака звука имеет важнейшей значение в голосообразовании. Мягкая атака делает голос бархатным.

Атаксия – расстройство координации произвольных движений. Причина : чаще генетическое или нервно-мышечное заболевание. Движения конечностей становятся неловкими, неточными, нарушается их последовательность, равновесие и координация, походка.

Атрофия (гипотрофия) – нарушение или снижение объема ткани или органа, вследствие нарушения их питания, кровоснабжения или иннервации.

Афазия – расстройство (полное или частичное) речи вследствие поражения головного мозга.

Аутотопагнозия - неузнавание отдельных частей тела и их положения в пространстве. Например, неспособность различить и правильно показать свой нос, пальцы рук, стопы и т.д. Наблюдается после перенесенных инсультов. Необходимо обратиться к психологу, афазиологу.

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шёпотной речи; непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха. Афония возникает в результате органических или функциональных нарушений в гортани, при расстройстве нервной регуляции речевой деятельности.

Афферентный кинестетический праксис (артикулема) – способность воспроизводить только изолированные звуки речи.

Аутизм – расстройство, возникающее вследствие нарушения развития головного мозга и характеризующееся выраженным и всесторонним дефицитом социального взаимодействия и общения, погружение в мир личных переживаний с ослаблением или потерей контакта с реальностью, утратой интереса к реальной жизни. Связан с психическими расстройствами.
Баттаризм – нарушение речи, при котором слова произносятся нечётко, в чрезмерно быстром темпе и не договариваются.

Брадилалия - речевое нарушение, выраженное в патологически замедленном темпе речи.

Бульбарный – (от balbus - луковица, старое название продолговатого мозга, в котором расположены ядра этих нервов) относящийся к продолговатому мозгу. При бульбарном синдроме возникает периферический парез или паралич мышц, ко торые иннервируются языкоглоточным, блуждающим и подъязычным не рвами. При наличии бульбарного синдрома возникают расстройства глотания, голоса и артикуляции речи.

Вандализм— разрушение или повреждение материальных ценностей.

Вытеснение — один из механизмов психологической защиты: исключение из сознания травмирующих переживаний.

Гаммацизм – недостаток произношения звука [ Г ].

Генотип - генетическая конституция, совокупность генов, полученная от родителей.

Гетерохронность развития - закономерная разновременность развития психических функций.

Гидроцефалия – избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.

Гиперактивность (двигательная расторможенность) — пограничное нервно-психическое расстройство, проявляющееся в импульсивности, неусидчивости, отвлекаемости.

Гиперестезия - повышение чувствительности. Гипестезия - понижение чувствительности.

Гиперкинез - непроизвольные, неконтролируемы человеком движения в виде подергиваний, тиков, движений и конвульсий определенных групп мышц рук и ног, плеч, век, мышц лица или всего тела в комплексе. У детей с гиперкинезами выявляются генерализованные стойкие изменения. Встречается при дизартрии, ДЦП и др.

Гиперкомпенсация — компенсаторные механизмы, внешне противоположные личностным особенностям, для компенсации которых они предназначены.

Гиперопека — система отношений в семье, при которой ребенка чрезмерно опекают и контролируют, не предоставляют ему достаточной свободы.

Гиперсоциальность — стремление максимально соответствовать социальным нормам и требованиям.

Гипертимный тип — психотип, характеризующийся повышенной активностью, общительностью, низкой чувствительностью, слабым самоконтролем.

Гипертимная акцентуация — особо ярко выраженный гипертимный тип.

Гипертрофия - увеличение объёма органа (или ткани) вследствие увеличения размеров составляющих его клеток.

Гипоксия – пониженное содержание кислорода в тканях.

Гипомания, гипоманиакальное состояние — патологическое возбуждение, сверхвысокая активность, эйфория (приподнятое, возбужденное состояние).

Гипомимия - ослабление мимики, возникающее при различных заболеваниях ц.н.с, параличах и парезах лицевого нерва, а также при некоторых психических заболеваниях мозга. Характеризуется маскообразным выражением лица.

Глухонемота - сочетание тяжелого слухового дефекта и связанного с ним отсутствия речи.

Гнозис – комплекс процессов восприятия, позволяющих узнавать, распознавать предметы. Органы чувств создают запас сведений о мире, которые хранятся в системах памяти. При расстройстве гнозиса человек не узнает окружающий мир.

Голос - звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр. Высота голоса – физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос – развитое головное звучание; низкий – развитое грудное звучание; средний – смешанное звучание. Полётность голоса - длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко; речь оратора достигает дальних концов аудитории. Тембр голоса - индивидуальная звуковая окраска, качество голоса.

Грамматика – раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы словосочетания и типы предложений.

Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку.
Дауна синдром – хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом; проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного: недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой уплощённой переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими пальцами.

Двуязычие – владение двумя языками.

Дебильность - лёгкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.

Девиантное (отклоняющееся) поведение — поведение, не соответствующее социальным нормам.

Деменция – приобретенное слабоумие; сниженность познавательной деятельности с утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков, затруднением или невозможностью приобретения новых.

Демонстративность — повышенная потребность во внимании к себе, стремление всегда быть в центре внимания. Демонстративный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем демонстративности и эмоциональной лабильности.

Деонтология - наука о долге, моральной обязанности, нравственном совершенстве и безупречности в профессиональной деятельности, где широко используются сложные межличностные взаимодействия.

Депрессия, депрессивное состояние — патологическое снижение настроения и падение активности. Депрессивная тенденция — склонность к возникновению депрессии.

Депривация - психическое состояние человека, возникающее в результате длительного ограничения в удовлетворении потребностей, необходимых для полноценной жизни и развития.

Дермолексия – способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв, слов. Коррекцией отклонений занимается дефектолог, афазиолог.

Дефект — необратимое нарушение или выпадение какой-либо функции. Интеллектуальный дефект — необратимое нарушение мышления (умственная отсталость).

Дефект-центризм - подход к клиенту как к носителю определенного симптома или синдрома, противостоящий ценностному и целостному подходу к личности, системе ее отношений.

Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития людей с психическими и физическими недостатками, о закономерностях их обучения, адаптации в социуме. Подразделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику , тифлопедагогику.

Дефектолог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с отклонениями в развитии. Как правило имеет специализацию: Дефектолог-логопед – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушениями речи. Дефектолог-сурдопедагог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением слуха. Дефектолог-олигофренопедагог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения, социализации людей с нарушением интеллекта.

Дефицитарное развитие - патологическое формирование личности у детей с тяжелыми дефектами зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, при которых недостаток сенсорных стимулов вызывает явления депривации и нарушения эмоциональной сферы.

Диагностика (психологическая) — выявление психологических особенностей человека.

Диапазон голоса – обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

Диафрагма – основная дыхательная мышца, разделяющая грудную и брюшную полость.

Дидактогения - негативное психическое состояние учащегося, вызванное нарушением педагогического такта со стороны педагога (акцент внимания на дефект).

Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации (снабжённости нервами) речевого аппарата.

Диплегия - двусторонний паралич одноименных частей тела (например, обеих ног).

Дисграфия – специфическое нарушение процесса письма, при котором наблюдаются повторяющиеся ошибки: искажения и замены букв, искажения слоговой структуры слова и др.

Дискалькулия – специфическое нарушение обучаемости счёту.

Дислалия – нарушение звукопроизношения.

Дислексия – специфическое нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисфагия – расстройство глотания. Затруднение или невозможность глотать, боли в момент глотания, попадание пищи или жидкости в нос, гортань, трахею. Встречается часто после инсультов, устранением занимается логопед-афазиолог.

Дисфония – расстройство голосообразования, при котором голос сохраняется, но становится неполноценным (хриплым, слабым, вибрирующим). Возникает в результате органических или функциональных нарушений центрального или периферического происхождения.

Дисфория — мрачная раздражительность.

Доминантность — тенденция занимать руководящее положение в системе отношений с другими людьми.

Допплерография – ультразвуковое исследование магистральных сосудов шеи и головы.

ДЦП – детский церебральный паралич – группа заболеваний детского возраста, характеризующихся двигательными нарушениями, параличами, парезами, нарушением тонуса и гиперкинезами.
Жизненная сфера — определенная сторона жизни, относительно независимая от других сторон (семейная, школьная, сфера межличностного общения, интимная).

Задержка психического развития – временное отсутствие развития психики в целом или отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Задержка речевого развития – нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе. При ЗРР наблюдается несформированность всех компонентов речи, квалифицируется как ОНР (общее недоразвитие речи).

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Имбецильность – средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь элементарных навыков.

Импрессивная речь – восприятие, понимание речи. Устная импрессивная речь выражается в слуховом восприятии устной речи. Письменная – в зрительном восприятии текста (чтении).

Импульсивность — склонность к совершению необдуманных случайных действий.

Инактивность - недостаточная мотивация к организации и осуществлению деятельности. Наблюдается после мозговых нарушений.

Инсульт – вызванное патологическим процессом острое нарушение мозгового кровообращения с развитием стойких симптомов поражения центральной нервной системы.

Интровертность — замкнутость, высокая избирательность в общении. Интровертный тип — психотип, характеризующийся оригинальностью, низкой конформностью, склонностью к умозрительным построениям.

Инфантилизм — незрелость, «детскость». Психофизический инфантилизм — отставание от фактического возраста как по психологическим, так и по физиологическим признакам.

Ипохондрия — повышенное беспокойство о своем здоровье.

Истерия — психическое заболевание, часто приводящее к появлению соматических (телесных) болезненных симптомов без каких-либо физиологических причин.

Истероидная акцентуация — сочетание высокого уровня демонстративности со склонностью к вытеснению травмирующих переживаний.

Истероидный фасад — истероидное поведение у личности с другой доминирующей акцентуацией.

Итерация – несудорожные запинки, повторы в речи. Итерация физиологическая – повторение детьми некоторых звуков и (или) слогов, обусловленное возрастными несовершенствами деятельности слухового и речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.

Каппацизм – недостаток произношения звуков [К], [Кь].

Когнитивные (познавательные) процессы — психические процессы, направленные на познание окружающего мира (восприятие, мышление, память, внимание).

Компенсаторное (защитное) фантазирование — один из механизмов психологической защиты: погружение в фантазии и мечты, смягчающие отрицательные переживания.

Компенсация — выработка механизмов, помогающих преодолеть неблагоприятные психологические особенности.

Контаминация – смешение , объединение в одно слово слогов, относящимся к различным словам.

Конформность — стремление быть «таким, как все».

Копинг - деятельность личности по поддержанию или сохранению баланса между требованиями среды и ресурсами, удовлетворяющими требования.

Косвенные речевые акты - высказывания, содержащие в себе скрытую форму пробуждения. Подобные речевые акты широко распространены в общении с детьми раннего онтогенеза. С помощью вопросов типа "где глазки?", "как собачка лает?" взрослые побуждают ребенка к ответному действию, а не преследуют цель получить какую-либо информацию. Благодаря косвенным речевым актам взрослые не только учат ребенка языку и через язык знакомят с миром, но и контролируют успешность прохождения этого процесса.

Кохлеарные имплантанты - высокотехнологичные протезы, восстанавливающие слух при его потере.
Ламбдацизм – неправильное произношение звуков [Л], [Ль].

Литеральный – буквальный, дословный.

Личностные особенности — устойчивые психологические образования, мало меняющиеся со временем.

Логастения - повышенная утомляемость, проявляющаяся в речи и сочетающаяся со страхом неправильного произнесения слов, неуверенностью. Наблюдается у детей с нормальным развитием интеллекта при астенических состояниях у детей и при нарушении психического созревания. Проявляется в трудностях освоения грамоты (дислексия и дисграфия).

Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития и коррекции неречевых и речевых психических функций.

Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой набор отдельных слов, лишённых логической связи. Наблюдается при сенсорной афазии.

Логофобия – боязнь произнесения слов, страх речи.

Макроглоссия – патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса. При макроглоссии наблюдаются значительные нарушения произношения.

Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.

Миодистрофия Дюшенна – только у мальчиков 4-5 лет Проявления: Замена мышц сначала голеней, а с годами и всех других частей тела, на соединительную ткань, неспособную к сокращению. Прогноз: полная неподвижность и смерть, чаще во втором десятилетии жизни. Эффективные методы лечения пока не разработаны.

Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или их частей.

Муковисцидоз – поражение дыхательной системы и ЖКТ. Симптомы: хроническое воспаление легких и бронхов в сочетании с поносом/запором, тошнотой. Лечение: препараты ферментативного ряда и лекарства противовоспалительного действия.

Мутизм – отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата; наблюдается при психических заболеваниях и у застенчивых детей.

Назализация – приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и нос.

Нарушение обучаемости (задержка психического развития, ЗПР) — локальные отклонения в развитии тех или иных психических функций при сохранности основных интеллектуальных операций.

Наследственная тугоухость — нарушение слуха, наследуемое в семье.

Невроз, невротическое состояние — пограничное психическое расстройство; характеризуется снижением продуктивности деятельности, эмоциональными нарушениями; при неврозе часты тики, навязчивые движения, энурез, страхи, нарушения сна.

Негативизм — противодействие требованиям.

Негативное самопредъявление — привлечение к себе внимания посредством нарушения норм и требований.

Нейросонография – ультразвуковое исследование головного мозга через родничок и височные окна.

Нейролингвистика – наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.

Нейропсихология – наука, пользующаяся инструментарием психологии и дисциплин, изучающих нервную систему. Цель нейропсихолога - выявить связь между функциональным состоянием головного мозга, нервной системы и психическими процессами человека.

Нистагм – непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.
Ноотропы – лекарственные препараты, улучшающие питание нервных клеток.

Общее недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне.

Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга.

Олигофренопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей.

Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.

Организация действий — навыки построения своей работы: ее планирование, проверка и др.

Органическое поражение мозга — следствие нарушений развития плода во внутриутробном периоде, родовых травм, асфиксии, сотрясений мозга и др.

Паранойяльность — подозрительное, настороженное отношение к окружающим.

Парафазия – нарушения речи, проявляющиеся в пропусках, замене или перестановке звуков и слогов в словах.

Парез – ослабление произвольных движений. Причины: поражение двигательных центров спинного и/или головного мозга, проводящих путей центральной или периферической нервной системы, паралич, ослабление какой-либо мышцы, группы мышц. Устранением занимается массажист, афазиолог, логопед.

Пассивность — признак утомления или неблагоприятного психологического состояния.

Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или состояния.

Патологическое состояние — серьезное психическое расстройство, требующее медицинского вмешательства.

Педагогическая запущенность — следствие отсутствия необходимого обучения и воспитания. Относительная педагогическая запущенность — отсутствие коррекционного обучения, необходимого ребенку с отклонениями в развитии.

Перинатальная энцефалопатия – нарушение функций головного мозга, возникшее во время родов либо непосредственно связанное с ними.

Персеверация – «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или действия и неоднократное их повторение/воспроизведение, часто в несоответсвующих ситуациях. Выделяют персеверации мышления, моторные, эмоциональные, сенсорные персеверации. Коррекцией занимается логопед, афазиолог.

Перфекционизм — стремление выполнять любую работу на высшем уровне; приводит к застреванию на несущественных мелочах, отказу от работы при сомнениях в своей способности выполнить ее достаточно успешно.

Плегия – острый парез. Может развиться вследствие инсульта головного/спинного мозга или из-за травматического повреждения спинного мозга.

Пограничные состояния — отклонения, нарушающие нормальную жизнь и деятельность человека, но не приводящие к его инвалидизации.

Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с прерывистым темпом. Является выражением внутреннего беспорядка мышления. Речь поверхностна и абстрактна по смыслу, в ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений синтаксиса.

Праксис – способность адекватно координировать и контролировать действия.

Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их смыкании.

Проекция — один из механизмов психологической защиты: приписывание своих переживаний и стремлений другим людям

Просодика – мелодико-интонационная сторона речи.

Псевдобульбарный синдром – неврологическое заболевание, обусловленное двусторонним прерыванием корково-ядерных путей.

Психастеническая акцентуация (тревожно-мнительный характер) — сильно повышенная тревожность, недостаток уверенности в себе, выраженная астеничность.

Психоз, психотическое состояние — психическое расстройство, для которого типичны неадекватность поведения, нарушения ориентации в пространстве и времени, продуктивная симптоматика (бред, галлюцинации и т.п.).

Психологическая защита — механизмы, помогающие сохранить благоприятное психологическое состояние, несмотря на наличие психотравмирующих факторов.

Психологическое состояние — особенности человека, существенно меняющиеся со временем.

Психомоторный тонус — напряжение мышц, связанное с психологическим состоянием и непосредственно не определяемое выполняемым движением.

Психопатия — патологический характер, резко затрудняющий социальную адаптацию.

Психопатоподобное поведение — высокая импульсивность, нарушение социальных норм.

Психосоматические заболевания — телесные болезни, вызванные психологическими причинами.

Психотип — общий склад личности, определяющий ее деятельность, взаимоотношения с людьми и с миром.
Рационализация — один из механизмов психологической защиты: подмена своих неблаговидных побуждений более приемлемыми.

Резонерство - нарушение мышления, характеризующееся пустым, бесплодным многословием, когда отсутствуют конкретные идеи и целенаправленность мыслительного процесса.

Ригидность (вязкость) — склонность подолгу застревать на каких-либо переживаниях. Ригидный тип — психотип, характеризующийся высоким уровнем активности, стремлением все делать «так, как надо» и заставлять других действовать так же.

Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости.

Риторика – теория и мастерство гармоничной речи.

Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звуков [Р], [Рь] («картавость»).

Саливация - слюноотделение. Гиперсаливация – обильное слюноотделение.

Самоконтроль — способность к сознательному управлению своим поведением.

Сензитивность — высокая чувствительность к физическим стимулам и к социальным факторам. Сензитивный тип — психотип, характеризующийся высокой чувствительностью, астеничностью и тревожностью.

Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез и характеризующих определенное болезненное состояние.

Синдром Апера (Аперта) (акрокраниодисфалангия, акросфеносиндактилия, акроцефалосиндактилия) — врожденная аномалия развития черепа, сочетается с отклонением развития кистей рук. Синдром Апера является одной из форм акроцефалосиндактилии. причиной возникновения синдрома является нарушение работы фибробластов генов 10-й хромосомы человека. признаками синдрома являются высокий, выпуклый лоб, плоское или вогнутое лицо, наблюдается нарушениестроения челюсти,. высокое небо, расщепление небного язычка, а также синдактилия рук и ног, офтальмоплегия, ослабление зрения. Возможны различные степени умственного дефицита, однако есть дети и с нормальным интеллектом. Для прогноза и коррекции нарушений при синдроме Апера необходим комплексный медико-педагогический подход важны данные психометрической оценки, состояния слуха, заключение генетика, врачей, работа логопеда, дефектолога, психолога

Синдром Шерешевского-Тернера (только у девочек). Маленький рост, низко посаженные волосы на затылке, в 13-14 лет отсутствие месячных. Легкое отставание умственного развития. Ведущий признак у взрослых — бесплодие. Кариотип - 45 хромосом. Отсутствует одна Х-хромосома.

Cиндром Клейнфелтера (только у мальчиков) - высокий рост (190 см+), непропорционально росту длинные руки, ожирение, женский тип телосложения, скудное оволосение, асоциальное поведение, дебильность. Ведущий симптом - бесплодие. Устанавливается чаще всего в период полового созревания. 47 хромосом — 47, XXY.

Синдром Патау. Симптомы: расщелина верхней губы или мягкого/твердого неба, аномалия глаз.

Синдром Вольфа-Хиршхорна - задержка роста, расщелины губы и нёба, широкий или клювовидный нос; асимметрия костей черепа, низко расположенные деформированные ушные раковины; гематомы кожи небольших размеров в области лица.