Статьи 2

Орф-подход в педагогике: обучение через музыку

«Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. всё то, что не может быть написано…» -

Фридрих Ницше

Практики, связанные с музыкой, способны отразить внутреннее состояние человека, его отношение к внешнему миру. А специальные упражнения оказывают комплексное благотворное воздействие на человека в духовном, культурном, личностном и физическом планах.

Почему это так и как это работает?

В одном из словарей слово МУЗЫКА определяется как искусство, в котором переживания, настроения, идеи выражаются в сочетаниях ритмически-организованных звуков и тонов. (Большой словарь иностранных слов, Издательство «ИДДК», 2007).

Метроритмическая организация музыки строится по законам, схожим с речью человека. Чувство метра и ритма – это мышечные ощущения, и общая ритмизация организма – это важная социальная, физическая и биологическая задача. Поэтому уровень музыкального воспитания имеет большое значение для развития речи человека.

Современная музыкально-педагогическая практика, стремясь отвечать актуальным запросам общества и подстраиваясь к реальным потребностям детей, всё чаще обращается к формам творческого музыкального общения, представляющим сегодня особую ценность и интерес.

Одна из самых известных концепций творческого музыкального общения, распространенных более чем в 40 странах мира была разработана Карлом Орфом – это “Шульверк. Музыка для детей”.

Главный принцип Орф-педагогики — “учимся, делая и творя” — позволяет, исполняя и создавая музыку вместе, познать ее в реальном, живом действии, в процессе музицирования, а не наукообразного теоретизирования.
В своей работе Орф обращается к тем временам, когда музыка существовала в единстве со словом и движением. Это не чистая музыка, а музыка, неразрывно связанная с речью и движением: петь и одновременно приплясывать, выкрикивать дразнилку и чем-нибудь звенеть, чередовать речь и пение для детей также естественно, как и просто играть. Такая музыка есть у всех народов мира. Ее Орф назвал элементарной музыкой и сделал основой своей музыкальной педагогики. Это попытка возвратиться к гармоническому синтезу речи и движения как к важнейшим праосновам музыки, к ее коренным истокам.

Использование инструментов телесного оркестра (звучащих жестов) - это одна из составляющих «Элементарного музицирования» как Орф подхода, что является одним из лучших средств метроритмического воспитания. Элементарное музицирование – это различные виды деятельности (пение, танец, игра на музыкальных инструментах, театрализация), которые помогают развивать и обогащать не только речь, но и память, внимание и мышление. Это игровая педагогика, в которой детей обучают, играя – так, что они не осознают, что их учат!

Автор: Елена Анатольевна Леонтьева
2024-05-28 14:09