Один из самых актуальных и частых вопросов, которые нам задают - с кого возраста ребёнка целесообразно проводить диагностику. Отвечаем: С 1 МЕСЯЦА. Уже в этом возрасте ребёнка логопед может определить группу риска по нарушению речи и предложить план работы по преодолению запаздывающего звена и по профилактике нарушений речи.
Обследование направлено на исследование реакций ребенка на звуки, контактность глазами, коммуникации, артикуляционный праксис, моторику. Специалист-логопед спросит, когда ваш ребёнок начал сидеть, стоять, ходить; какие заболевания перенёс – когда и с какими последствиями - и многое другое.
И хотя для полноценной диагностики необходима очная консультация, мы предлагаем этот материал для примерной ориентации. Мы остановимся подробно на каждом возрастном этапе развития малыша и перечислим, какие навыки и когда должны формироваться, если всё идёт хорошо.
Обследование направлено на исследование реакций ребенка на звуки, контактность глазами, коммуникации, артикуляционный праксис, моторику. Специалист-логопед спросит, когда ваш ребёнок начал сидеть, стоять, ходить; какие заболевания перенёс – когда и с какими последствиями - и многое другое.
И хотя для полноценной диагностики необходима очная консультация, мы предлагаем этот материал для примерной ориентации. Мы остановимся подробно на каждом возрастном этапе развития малыша и перечислим, какие навыки и когда должны формироваться, если всё идёт хорошо.
1 год жизни
1-2 месяца
Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому.
3 месяца
Малыш гулит в ответ на улыбку и речь взрослого. Появились гласные звуки, а также согласные [г] [к] [н].
4 месяца
Появился первый смех – повизгивание как проявление эмоционального контакта со взрослым. Говорит: [а-а], [а-гу], [бу], [тль], [пль], [пф].
5-6 месяцев
Появляются согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л. Малыш произносит слоги [ГЫ], [ГЭ] [БЫ] или [МА] - лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации. различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Все это - основа возникновения у ребенка понимания речи.
7 месяцев
Ребёнок может использовать разные голосовые реакции для того, чтобы привлечь к себе внимание.
8 месяцев
Появилась реакция на знакомое лицо и лепет: ребёнок повторяет одинаковые слоги: [ба-ба], [да-да], [па-па]. Используются звуки [п] [б] [м] [г] [к] [э] [а].
9-10 месяцев
Активно общаемся с помощью жестов и играем в "ладушки". Постепенно начинаем использовать 1-2 лепетных слова ("ляля", "баба").
11 месяцев
В активе ребёнка как минимум 3 лепетных слова. Он начал ползать и манипулировать предметами: пробует их, обследует.
1 год
Ребёнок понимает некоторые слова, которые произносят родители, соотнося их с конкретными предметами. Понимает инструкции, сопровождаемые жестами: "поцелуй маму", "дай ручку", "нельзя". В активе - 3-4 лепетных слова. Малыш начал ходить и исследовать территорию дома. Чтобы развивать словарный запас малыша, называйте все предметы, которые он трогает. Хорошо начать работу с пирамидкой: проговаривать названия цветов и размеров её деталей.
1-2 месяца
Ребёнок реагирует на общение с ним, перестаёт плакать и начинает улыбаться знакомому взрослому.
3 месяца
Малыш гулит в ответ на улыбку и речь взрослого. Появились гласные звуки, а также согласные [г] [к] [н].
4 месяца
Появился первый смех – повизгивание как проявление эмоционального контакта со взрослым. Говорит: [а-а], [а-гу], [бу], [тль], [пль], [пф].
5-6 месяцев
Появляются согласные звуки: п, б, т, д, м, н, л. Малыш произносит слоги [ГЫ], [ГЭ] [БЫ] или [МА] - лепет. Узнаёт знакомые голоса и понимает интонации. различает мимику взрослого, некоторые его движения и действия. Все это - основа возникновения у ребенка понимания речи.
7 месяцев
Ребёнок может использовать разные голосовые реакции для того, чтобы привлечь к себе внимание.
8 месяцев
Появилась реакция на знакомое лицо и лепет: ребёнок повторяет одинаковые слоги: [ба-ба], [да-да], [па-па]. Используются звуки [п] [б] [м] [г] [к] [э] [а].
9-10 месяцев
Активно общаемся с помощью жестов и играем в "ладушки". Постепенно начинаем использовать 1-2 лепетных слова ("ляля", "баба").
11 месяцев
В активе ребёнка как минимум 3 лепетных слова. Он начал ползать и манипулировать предметами: пробует их, обследует.
1 год
Ребёнок понимает некоторые слова, которые произносят родители, соотнося их с конкретными предметами. Понимает инструкции, сопровождаемые жестами: "поцелуй маму", "дай ручку", "нельзя". В активе - 3-4 лепетных слова. Малыш начал ходить и исследовать территорию дома. Чтобы развивать словарный запас малыша, называйте все предметы, которые он трогает. Хорошо начать работу с пирамидкой: проговаривать названия цветов и размеров её деталей.
2 год жизни
1 год 3 месяца
В активе - 10 слов. Ребёнок понимает простые инструкции без жеста и может показать предмет на картинке, если вы назвали его. Может показать предметы по просьбе взрослого.
1 год 6 месяцев
Пользуется двадцатью словами. Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает словам и фразам взрослого, которые часто слышит.
1 год 9 месяцев
Ребёнок знает и показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов ("Дай ляля", "Мама, ди!") Речь всё ещё состоит из 20 слов и понятна только домашним, но используется активно, сопровождается жестами и интонацией. Формируется чувство ритма: ребёнку нравятся песни и стихи, с удовольствием играет в "ладушки" и "сороку-ворону". Важно много играть с малышом, используя пирамидки, кубики, вкладыши, песок, воду.
2 года
Здоровый двухлетний ребёнок активно использует около 50 слов и показывает пять частей тела, понимает и выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди на кухню и принеси чашку"), правильно использует местоимения "я", "ты", "мне". Может строить предложения из 2 слов. Он усвоил звуки [п], [б], [м], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х]. Пока не очень даются свистящие, сонорные и шипящие звуки - он их пропускает или заменяет.
3 год жизни
2 года 6 месяцев
Малыш не только понимает, но и правильно использует местоимения "я", "ты", "мне". Различает "один" и "много" и повторяет цифры в правильной последовательности. Он понимает значение действий и предлогов в конкретной ситуации: "на чём ты сидишь?", "покажи, кто сидит, кто моет, кто идёт". Ребёнку интересны сказки: попробуйте проиграть их дома или посетить детский театр.
3 года
Словарный запас - около 1000 слов. Малыш строит предложения из 5-8 слов, владеет множественным числом существительных и глаголов, называет своё имя, пол и возраст, понимает значение предлогов и выполняет задания типа "положи кубик под книгу, в коробку", употребляет союзы и предлоги "потому что, если, когда", понимает прочитанные родителями сказки и рассказы, задаёт вопросы о значении слов.
Совет
Не переживайте, если малыш развивается не так, как другие. Не слушайте случайных людей - при любых сомнениях обращайтесь за консультацией к специалисту. Логопед проведёт диагностику, которая заключается в выявлении качественного и количественного состава речи, даст консультацию родителям по развитию речи или предложит стимульный курс занятий по запуску речи.
1 год 3 месяца
В активе - 10 слов. Ребёнок понимает простые инструкции без жеста и может показать предмет на картинке, если вы назвали его. Может показать предметы по просьбе взрослого.
1 год 6 месяцев
Пользуется двадцатью словами. Стремится связать два слова в предложение. Легко подражает словам и фразам взрослого, которые часто слышит.
1 год 9 месяцев
Ребёнок знает и показывает 3 части тела, использует фразу из 2 слов ("Дай ляля", "Мама, ди!") Речь всё ещё состоит из 20 слов и понятна только домашним, но используется активно, сопровождается жестами и интонацией. Формируется чувство ритма: ребёнку нравятся песни и стихи, с удовольствием играет в "ладушки" и "сороку-ворону". Важно много играть с малышом, используя пирамидки, кубики, вкладыши, песок, воду.
2 года
Здоровый двухлетний ребёнок активно использует около 50 слов и показывает пять частей тела, понимает и выполняет двухэтапную инструкцию ("пойди на кухню и принеси чашку"), правильно использует местоимения "я", "ты", "мне". Может строить предложения из 2 слов. Он усвоил звуки [п], [б], [м], [ф], [в], [т], [д], [н], [к], [г], [х]. Пока не очень даются свистящие, сонорные и шипящие звуки - он их пропускает или заменяет.
3 год жизни
2 года 6 месяцев
Малыш не только понимает, но и правильно использует местоимения "я", "ты", "мне". Различает "один" и "много" и повторяет цифры в правильной последовательности. Он понимает значение действий и предлогов в конкретной ситуации: "на чём ты сидишь?", "покажи, кто сидит, кто моет, кто идёт". Ребёнку интересны сказки: попробуйте проиграть их дома или посетить детский театр.
3 года
Словарный запас - около 1000 слов. Малыш строит предложения из 5-8 слов, владеет множественным числом существительных и глаголов, называет своё имя, пол и возраст, понимает значение предлогов и выполняет задания типа "положи кубик под книгу, в коробку", употребляет союзы и предлоги "потому что, если, когда", понимает прочитанные родителями сказки и рассказы, задаёт вопросы о значении слов.
Совет
Не переживайте, если малыш развивается не так, как другие. Не слушайте случайных людей - при любых сомнениях обращайтесь за консультацией к специалисту. Логопед проведёт диагностику, которая заключается в выявлении качественного и количественного состава речи, даст консультацию родителям по развитию речи или предложит стимульный курс занятий по запуску речи.