Часто случается так, что, когда родители обращаются к нам за помощью в коррекции речи ребенка, выявляются нарушения поведения и внимания. Эти дефекты эмоционально-волевой сферы препятствуют работе логопеда или дефектолога над звукопроизношением и требуют первостепенной коррекции.
Таким образом, коррекционный процесс требует совместной (параллельной, но коллегиальной) работы логопеда-дефектолога и психолога. Кроме того, наши специалисты подключают дополнительные техники и методики - такие как логопедическая ритмика, биоакустическая коррекция (БАК), биологическая обратная связь (БОС) и другие.
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если сильно захочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых.
К внешним проявлениям СДВГ относят:
Часто СДВГ сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
Симптомы СДВГ
Симптомы СДВГ хорошо заметны у детей. Их можно разделить на три основные категории:
Невнимательность
Повышенная активность
Импульсивность
Принципы взаимодействия с ребенком СДВГ
Такому ребенку требуется постоянная поддержка. Основная задача взрослых (логопеда, психолога, родителей) при работе с ним состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность.
Учитывая, что к проявлениям СДВГ относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, нельзя требовать от ребенка быть одновременно внимательным, усидчивым и сдержаным.
Сначала желательно обеспечить тренировку одной функции. Например, тренируя у ребенка навык усидчивости и поощряя за спокойное поведение, не требовать от него активного внимания.
Также при работе с ребенком желательно использовать игры с четкими правилами, игры, способствующие развитию внимания.
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые используют в работе наши специалисты (психолог, логопед, дефектолог) и которые родители могут практиковать дома.
Таким образом, коррекционный процесс требует совместной (параллельной, но коллегиальной) работы логопеда-дефектолога и психолога. Кроме того, наши специалисты подключают дополнительные техники и методики - такие как логопедическая ритмика, биоакустическая коррекция (БАК), биологическая обратная связь (БОС) и другие.
Что такое СДВГ?
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если сильно захочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых.
К внешним проявлениям СДВГ относят:
- слабую концентрацию внимания, отвлекаемость
- импульсивность
- повышенную двигательную активность
Часто СДВГ сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
Симптомы СДВГ
Симптомы СДВГ хорошо заметны у детей. Их можно разделить на три основные категории:
Невнимательность
- c трудом удерживает внимание, недостаточно внимателен к деталям
- отвлекается на внешние раздражители
- с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его
- имеет трудности в организации
- избегает задач, которые требуют умственных усилий
- часто бывает забывчив
Повышенная активность
- не может усидеть на месте, когда это требуется
- проявляет беспокойство
- очень разговорчив
Импульсивность
- быстро дает ответы на вопросы, не дождавшись их окончания
- проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди
- часто прерывает и вмешивается в чужие разговоры
- не может отложить вознаграждение
- часто действует не подумав
Принципы взаимодействия с ребенком СДВГ
Такому ребенку требуется постоянная поддержка. Основная задача взрослых (логопеда, психолога, родителей) при работе с ним состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность.
- Ребенку легче работать в начале дня, он успешнее справляется с работой под наблюдением взрослого. Время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают детям сконцентрировать внимание.
- Уменьшить рабочую нагрузку ребенка в соответствии с возможностями. Делить периоды работы на более короткие, но более частные. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
- Занизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы у ребенка сформировалось чувство успеха. Ребенка необходимо чаще поощрять, причем поощрения должны носить моментальный характер.
- Непосредственно перед работой (занятий с логопедом, дефектологом и др) полезно попросить ребенка повторить правила. Можно также заранее обсудить, что сам ребенок хочет посоветовать себе при выполнении задания.
- Инструкции для ребенка должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, четко устанавливать правила и последствия их выполнения и невыполнения. Так, Логопед на занятии говорит четко, короткми фразами.
- Спокойно реагировать на любой провокационный поступок ребенка. Не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет выслушана и осознана.
- Необходимо как можно чаще предоставлять ребенку возможность выбора, так как это помогает развивать самостоятельность и самооценку.
- Ребенка с СДВГ важно научить оценивать собственные чувства, эмоционально адекватно реагировать на разные ситуации. Для этого при чтении книг, просмотре рисунков важно учить его оценивать эмоциональное состояние и чувства героев, сравнивать их с тем, что чувствует и переживает он сам.
Учитывая, что к проявлениям СДВГ относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, нельзя требовать от ребенка быть одновременно внимательным, усидчивым и сдержаным.
Сначала желательно обеспечить тренировку одной функции. Например, тренируя у ребенка навык усидчивости и поощряя за спокойное поведение, не требовать от него активного внимания.
Также при работе с ребенком желательно использовать игры с четкими правилами, игры, способствующие развитию внимания.
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые используют в работе наши специалисты (психолог, логопед, дефектолог) и которые родители могут практиковать дома.
Игра «Найди отличие»
Цель: развитие умения контролировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра «Говори»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Необходимо сказать ребенку следующее: «Я буду задавать тебе вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давай потренируемся: «Какой сейчас день недели? (Сделать паузу) «Говори!» и т.д.
Автор статьи: Фёдорова Екатерина Алексеевна
Цель: развитие умения контролировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра «Говори»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Необходимо сказать ребенку следующее: «Я буду задавать тебе вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давай потренируемся: «Какой сейчас день недели? (Сделать паузу) «Говори!» и т.д.
Автор статьи: Фёдорова Екатерина Алексеевна