СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Технология БОС при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) и без гиперактивности (СДВ) - это неврологическое-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте.


Физиология причины

Возникновение его связано, как предполагают, с нарушениями в работе особых мозговых структур, обеспечивающих нормальную передачу нервного электрического импульса в определенных областях головного мозга от одной клетки к другой.


Как определить

Диагноз СДВГ может поставить лишь врач невролог, на основе проведенных исследований, но заметить проявления синдрома могут родители.


Попробуйте оценить своего ребёнка по следующим параметрам - проявлениям СДВГ:


ГИПЕРАКТИВНОСТЬ


  • избыточная двигательная активность, беспокойство и суетливость, многочисленные посторонние движения, которых ребёнок часто не замечает
  • чрезмерная болтливость, неспособность усидеть на одном месте
  • нарушения двигательной координации, несформированности мелкой моторики и праксиса (неумение завязывать шнурки, застегивать пуговицы, использовать ножницы и иголку, несформированный почерк)
  • нарушения внимания: трудности его удержания, выраженная отвлекаемость - частые переключения с одного занятия на другое
  • непоследовательность в поведении, забывчивость, неумение слушать и сосредоточиться, частая потеря личных вещей
  • oни стараются избежать заданий, требующих длительных умственных усилий. Однако показатели внимания таких детей подвержены существенным колебаниям. Если деятельность ребенка связана с заинтересованностью, увлеченностью и удовольствием, то они способны удерживать внимание часами

  • НЕВНИМАТЕЛЬНОСТЬ


  • часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных заданиях, в выполняемой работе и других видах деятельности
  • обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении заданий или во время игр
  • часто складывается впечатление, что ребёнок не слушает обращённую к нему речь
  • часто оказывается не в состоянии придерживаться предлагаемых инструкций и справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы или обязанностей на рабочем месте (что никак не связано с негативным или протестным поведением, неспособностью понять задание)
  • испытывает сложности в организации самостоятельного выполнения заданий и других видов деятельности
  • обычно избегает вовлечения в выполнение заданий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения (например, школьных заданий, домашней работы)
  • часто теряет вещи, необходимые в школе и дома (например, игрушки, школьные принадлежности, карандаши, книги, рабочие инструменты)
  • легко отвлекается на посторонние стимулы
  • часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях

  • ИМПУЛЬСИВНОСТЬ


  • часто отвечает на вопросы не задумываясь, не выслушав их до конца
  • обычно с трудом дожидается своей очереди в различных ситуациях
  • часто мешает другим, пристаёт к окружающим (например, вмешивается в беседы или игры)

  • Данный синдром является серьёзной проблемой для формирования личности ребенка, для успешной социальной адаптации, интеллектуального развития и т.д.


    Как в этом случае помочь ребёнку?

    На сегодняшний день для коррекции СДВГ существует медикаментозное лечение (используются при этом различные психостимуляторы) и психолого-педагогическая коррекция. Но есть еще одно направление - это БОС-терапия


    Метод БОС в коррекции СДВГ позволяет:
  • снять проявление тревожности, улучшить психоэмоциональное состояние ребенка
  • овладеть техникой диафрагмального дыхания (снижение проявлений импульсивности, профилактика речевых нарушений)
  • снизить проявление двигательной активности (обучение техники мышечного расслабления)
  • снизить утомляемость ребёнка по мере выполнения им каких-либо заданий
  • повысить концентрацию внимания

  • Как осуществляется БОС - терапия

    Во время проведения сеанса ребёнок располагается в удобном кресле. На тело ребёнка устанавливаются датчики, регистрирующие определенные параметры (в зависимости от задач конкретного сеанса). На экране монитора в виде понятных образов и символов (сигналов обратной связи) демонстрируются изменяющиеся по мере тренинга физиологические параметры пациента. Инструктор внимательно следит за изменениями в физиологическом состоянии ребёнка, что позволяет дозировать нагрузку во время проведения сеанса (тренинг дыхания, тренинг на мышечную релаксацию).


    БОС и головной мозг

    Во время проведения ЭЭГ-БОС тренинга (тренинг на управление мозговой активностью ребёнка), позволяющего улучшить концентрацию внимания у ребёнка, работа ведётся с ритмами головного мозга.


    Головной мозг людей, с детства имеющих проблемы со вниманием, производит в основном медленные волны (альфа- и тета-) и очень мало быстрых (бета-), особенно в тех отделах мозга, которые отвечают за внимание, сосредоточение и планирование деятельности. Появление в ЭЭГ у таких людей при умственной нагрузке, требующей сосредоточения, альфа- и тета-волн указывает на то, что в этот момент человек отвлекся (начинал «витать в облаках», «спит с открытыми глазами»).


    Физика

    ЭЭГ-БОС тренинг, направленный на уменьшение дефицита внимания, отвлекаемости — называется альфа-тета супрессивный ЭЭГ-БОС тренинг (от супресио — подавлять). В ходе этого тренинга человек обучается снижать вероятность моментов отвлечения, за счет уменьшения времени появления в ЭЭГ периодов, когда в активности мозга преобладают альфа- и тета-волны. Датчики регистрирующие сигнал ЭЭГ устанавливаются на поверхность головы ребёнка. На экране по мере выполнения задания ребёнком появляется сигнал положительной мотивации - собирается мозаика, демонстрируется видеофрагмент. Повторение тренировочных занятий, когда мозг ребёнка работает оптимально, способствует созданию нейронных связей клеток мозга, которые улучшают передачу и восприятие информации, в том числе связанной с учебной деятельностью. Одновременное вовлечение в процесс обработки информации большого числа клеток и связей между ними определяют способность концентрировать внимание, быть более сосредоточенным. Все прочие эффекты тренинга связаны с влиянием поведенческого (подкрепляющего удержание состояние внимания) компонента методики, который, в свою очередь, связан с мотивацией достижения цели.


    Тренировочные занятия с ЭЭГ-БОС позволяют повысить способность сохранять внимательность, сосредоточение и концентрацию.


    Эффективность БОС-терапии при СДВГ

  • происходит улучшение академической успеваемости ребёнка
  • повышение мотивации к работе умственного характера (желание делать уроки)
  • снятие тревоги ("у меня получится!")
  • снижение агрессивных проявлений в подростковом возрасте

  • Автор статьи - специалист по БОС Каштанова Мария


    Необходимый курс

    В нашем Центре проводится БОС-терапия при синдроме дефицита внимания с гиперактивностью. Для достижения результата и закрепления положительного эффекта рекомендуется пройти два курса занятий по 15 сеансов с разницей в 6 месяцев. В последующем, поддерживающая терапия по состоянию. Продолжительность сеанса 30-40 минут.


    Записаться на прием и получить консультацию можно, заказав обратный звонок через форму.