СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Коррекция заикания

Заикание - это расстройство темпа, ритма и плавности речи, обусловленное судорогами речевого аппарата и проявляющееся в ситуации речевого общения. Причин может быть множество, но чаще всего они – психологические.


Как появляется заикание

Обычно заикание возникает в период активного формирования связной речи – в возрасте 3-5 лет. Механизм можно определить так: не вполне созревший речевой аппарат ребенка «не поспевает» за бегущей вперед мыслью, и это вызывает запинки. У детей, имеющих предраположенность к заиканию (функциональное состояние нервной системы), эти запинки становятся постоянными.



Лечение

Суть работы по «избавлению» речи от заикания заключается в восстановлении правильного темпа и ритма речи, формированию ее плавности. Специалист использует ряд специальных упражнений и методик для замедления темпа речи пациента, нормализации ритма и придания высказыванию выразительности.


Например, существует методика нормализации темпа речи с использованием пальцев ведущей руки, позволяющая исключить рецидивы возникновения заикания и дающая человеку возможность самостоятельно регулировать темп и ритм своей речи.


Следует понимать, что заикание у взрослого человека уже успело укорениться, принять характер хронического заболевания. Кроме того, к непосредственно речевой проблеме прибавляется психологическая – страх речи. Поэтому вылечить заикание у взрослого намного сложнее, чем у ребенка. Для преодоления проблемы требуется сильное желание, готовность к самостоятельным и постоянным упражнениям и комплексный подход (логопедическая и психологическая работа).




Способы коррекции заикания

Существует мнение, что этот недуг не поддается излечению, а лишь может быть временно "спрятан" с помощью определенных приемов. И обязательно проявится в неблагоприятных для человека условиях, таких, как стресс, болезнь, перемена климата и т.д.


Заикание действительно трудно устранимо. Но, с другой стороны, мы знаем огромное количество известных и успешных людей, которые смогли избавиться от него навсегда за счет мощного волевого посыла. Взять хотя бы голливудские примеры - Жерар Депардье, Брюс Уиллис и Джулия Робертс. Их желание выступать на сцене было настолько сильным,а воля к исцелению столь непреклонна, что они смогли справиться с патологическим речевым стереотипом и достигнуть своей цели.


Именно поэтому не имеет значения степень выраженности речевых судорог. Часто тяжелое заикание лучше поддается лечению, чем легкое, т.к. сильно заикающийся человек, как правило, испытывает серьезные проблемы с социальной адаптацией (учеба,работа, личная жизнь) и больше замотивирован для лечения, чем тот, кто испытывает незначительные трудности в речи.


Логопедическая работа с заиканием

Основной способ лечения - это синхронизация речи заикающегося с движениями пальцев ведущей руки.
К этому присоединяется всестороннее одновременное воздействие на все стороны речевой системы, такие как темп, ритм, интонация и т. д.


Уделяется большое внимание невербальным средствам коммуникации (мимика, жест), сопровождающим речь , т.к. язык тела заметно облегчает переход к новому речевому стереотипу.


Итак, главный принцип логопедической работы в лечении заикания - это системность и комплексность. Специалист не занимается коррекцией отдельных нарушенных сторон речи, а формирует новую "здоровую" речь, рассматривая ее как целостный живой организм.


ВАЖНО. Для получения стойкого результата от занятий по коррекции заикания мы используем метод устойчивой нормализации речи Л. З. Андроновой- Арутюнян.


Условия работы с заикающимися для достижения оптимального результата:

  1. Полный отрыв от работы и учебы в течение 12-14 дней.
  2. Ограничение социальных контактов на время проведения курса.
  3. Ежедневные занятия с логопедом и выполнение домашних заданий в течение полутора-двух часов.
  4. В течение 2-3 мес. по окончании курса 1 раз в неделю посещать логопеда для контроля и закрепления результата.
  5. Осуществлять самоконтроль за темпом, ритмом и плавностью речи.

Автор статьи Козырева Нина Львовна


Наш Центр успешно работает с заиканием. Мы предлагаем включить в программу:

  • Индивидуальные занятия с логопедом минимум 10 ежедневно или через день

  • Консультация психотерапевта. При необходимости - несколько сеансов

  • Консультация невролога

  • БОС-терапия для нормализации дыхания

  • Рефлексотерапия или специальный массаж (после обследования врача)

  • Логопедический массаж

  • Логоритмические занятия

  • Тренинг дыхания

  • Чтобы получить больше информации и записаться на прием к специалисту, закажите обратный звонок, заполнив форму