СТАТЬИ
Орф-подход в педагогике: обучение через музыку

«Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. всё...

Если ребёнок отказывается заниматься

Взволнованная мама ведет, даже скорее волочит за собой плачущего ребенка лет 4-х со словами: «Идем заниматься!». Малыш вопит: «нет, нет, нет!». Всем своим видом мальчик показывает, что не хочет идти ни в какой кабинет, ни на какие занятия. Не помогают ни ...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

К проблеме аутизма

Cложно найти заболевание, вокруг которого существовало бы столько мифов и гипотез, как вокруг аутизма. Несмотря на то, что аутизм как заболевание был обозначен более века назад, до сих пор среди учёных нет единого взгляда на природу этого расстройства, его причинные факторы и способы его лечения. Но, так или иначе, актуальность изучения проблемы РАС (расстройств аутистического спектра) велика: по данным Всемирной Организации Здравоохранения, это заболевание встречается всё чаще. Так, в Калифорнии каждый 16-й ребёнок является носителем черт аутизма.


Необычность поведения и интеллектуальные способности людей, страдающих расстройствами аутического спектра, будоражат не только умы учёных. О них снимают фильмы("Человек дождя ", "Я - Сэм "), пишут книги ("Дэниэл молчит"). Отношение общества к людям с расстройствами аутического спектра тоже неоднозначно: одни относятся к ним как к изгоям, другие считают их людьми будущего, носителями черт новой расы.


ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Среди причин, приводящих к РАС, наиболее вероятными считают:


  • генетический фактор. Например, выявлено, что аутизм чаще встречается у близнецов, причем у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек

  • аутоиммунные процессы. Ряд исследователей относят РАС к разряду аутоиммунных заболеваний, таких как артрит, аллергия, диабет

  • нарушения работы органов ЖКТ, в частности, работы кишечника

  • РАС как следствие авитаминоза и нехватки определенных минералов

  • Но, каковы бы ни были причинные факторы возникновения аутизма, в основе своей он имеет органическое поражение головного мозга.


    СИМТОМАТИКА РАССТРОЙСТВ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

    Симптомы РАС крайне разнообразны и во многом зависят от степени проявления заболевания. Она может варьироваться от лёгкого "чудачества" до полной социальной дезадаптации. Сам термин "аутизм", введённый впервые Эйгеном Блейлером в 1910 году, подчёркивает основной симптом заболевания (от лат. auto – внутрь). Это нарушение психического развития, характеризующееся стремлением уйти от контактов с окружающим миром. Оно влияет на процессы мышления, восприятия, внимания, на социальные навыки и поведение человека.


    Проявляется РАС в возрасте до 3-х лет следующими симптомами:


  • по воспоминаниям многих матерей аутичных детей, они с трудом привыкали к рукам матери

  • ребёнок избегает смотреть в глаза взрослому

  • ребёнок улыбается не от присутствия близкого человека, а от сенсорных впечатлений (музыка, свет, игрушка и т.д.)

  • ребёнок быстро насыщается общением со взрослым, "комплекс оживления" носит дозированный характер

  • необычайная избирательность в еде

  • ребёнок не призывает взрослого к общению, может не откликаться на обращения

  • Важным симптомом аутизма считаются стереотипии (повторяющиеся движения) и ритуалы (фиксированная последовательность действий).


    ДИАГНОСТИКА РАС

    Поскольку аутизм является результатом органического поражения центральной нервной системы и проявляется комплексом симптомов (нарушение речи, интеллектуальные нарушения, нарушения коммуникации, особенности аффективной сферы), крайне важной является его дифференциальная диагностика в комплексе с другими нарушениями (шизоидные акцентуации личности, синдром дефицита внимания, задержка психического развития, алалия, психопатии, неврозы, олигофрения, депрессия и т.д.)


    Даже для опытного специалиста составляет трудность правильно трактовать симптомы нарушения и ставить диагноз на их основании, так как их проявления бывают очень схожими с другими. Здесь специалисту помогают наблюдение, беседа с родителями ребёнка и синдромный подход к диагностике нарушения.


    ЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РАС

    Единого взгляда на лечение РАС не существует. Считается, что можно фармакологически лишь уменьшить проявление сопутствующих симптомов – облегчить бессонницу, понизить уровень агрессивности и т.д.


    Успешность коррекции РАС во многом зависит от своевременой и точной диагностики заболевания и того, насколько рано началась реабилитация. В таком случае вероятность адаптации ребёнка в окружающем мире наиболее высока.


    Автор статьи: Козырева Нина Львовна



    Получить консультацию и записаться на приём можно, заказав обратный звонок через форму или позвонив по телефону +7(921) 995-61-57.