СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

К проблеме аутизма

Cложно найти заболевание, вокруг которого существовало бы столько мифов и гипотез, как вокруг аутизма. Несмотря на то, что аутизм как заболевание был обозначен более века назад, до сих пор среди учёных нет единого взгляда на природу этого расстройства, его причинные факторы и способы его лечения. Но, так или иначе, актуальность изучения проблемы РАС (расстройств аутистического спектра) велика: по данным Всемирной Организации Здравоохранения, это заболевание встречается всё чаще. Так, в Калифорнии каждый 16-й ребёнок является носителем черт аутизма.


Необычность поведения и интеллектуальные способности людей, страдающих расстройствами аутического спектра, будоражат не только умы учёных. О них снимают фильмы("Человек дождя ", "Я - Сэм "), пишут книги ("Дэниэл молчит"). Отношение общества к людям с расстройствами аутического спектра тоже неоднозначно: одни относятся к ним как к изгоям, другие считают их людьми будущего, носителями черт новой расы.


ПРИЧИНЫ ЗАБОЛЕВАНИЯ

Среди причин, приводящих к РАС, наиболее вероятными считают:


  • генетический фактор. Например, выявлено, что аутизм чаще встречается у близнецов, причем у мальчиков в 3 раза чаще, чем у девочек

  • аутоиммунные процессы. Ряд исследователей относят РАС к разряду аутоиммунных заболеваний, таких как артрит, аллергия, диабет

  • нарушения работы органов ЖКТ, в частности, работы кишечника

  • РАС как следствие авитаминоза и нехватки определенных минералов

  • Но, каковы бы ни были причинные факторы возникновения аутизма, в основе своей он имеет органическое поражение головного мозга.


    СИМТОМАТИКА РАССТРОЙСТВ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

    Симптомы РАС крайне разнообразны и во многом зависят от степени проявления заболевания. Она может варьироваться от лёгкого "чудачества" до полной социальной дезадаптации. Сам термин "аутизм", введённый впервые Эйгеном Блейлером в 1910 году, подчёркивает основной симптом заболевания (от лат. auto – внутрь). Это нарушение психического развития, характеризующееся стремлением уйти от контактов с окружающим миром. Оно влияет на процессы мышления, восприятия, внимания, на социальные навыки и поведение человека.


    Проявляется РАС в возрасте до 3-х лет следующими симптомами:


  • по воспоминаниям многих матерей аутичных детей, они с трудом привыкали к рукам матери

  • ребёнок избегает смотреть в глаза взрослому

  • ребёнок улыбается не от присутствия близкого человека, а от сенсорных впечатлений (музыка, свет, игрушка и т.д.)

  • ребёнок быстро насыщается общением со взрослым, "комплекс оживления" носит дозированный характер

  • необычайная избирательность в еде

  • ребёнок не призывает взрослого к общению, может не откликаться на обращения

  • Важным симптомом аутизма считаются стереотипии (повторяющиеся движения) и ритуалы (фиксированная последовательность действий).


    ДИАГНОСТИКА РАС

    Поскольку аутизм является результатом органического поражения центральной нервной системы и проявляется комплексом симптомов (нарушение речи, интеллектуальные нарушения, нарушения коммуникации, особенности аффективной сферы), крайне важной является его дифференциальная диагностика в комплексе с другими нарушениями (шизоидные акцентуации личности, синдром дефицита внимания, задержка психического развития, алалия, психопатии, неврозы, олигофрения, депрессия и т.д.)


    Даже для опытного специалиста составляет трудность правильно трактовать симптомы нарушения и ставить диагноз на их основании, так как их проявления бывают очень схожими с другими. Здесь специалисту помогают наблюдение, беседа с родителями ребёнка и синдромный подход к диагностике нарушения.


    ЛЕЧЕНИЕ И КОРРЕКЦИЯ РАС

    Единого взгляда на лечение РАС не существует. Считается, что можно фармакологически лишь уменьшить проявление сопутствующих симптомов – облегчить бессонницу, понизить уровень агрессивности и т.д.


    Успешность коррекции РАС во многом зависит от своевременой и точной диагностики заболевания и того, насколько рано началась реабилитация. В таком случае вероятность адаптации ребёнка в окружающем мире наиболее высока.


    Автор статьи: Козырева Нина Львовна



    Получить консультацию и записаться на приём можно, заказав обратный звонок через форму или позвонив по телефону +7(921) 995-61-57.