СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания индивидуального коррекционного маршрута. Мы расскажем, почему это так, и из чего состоит наша диагностика.


Давай знакомиться!

Знакомство ребенка со специалистом – очень важный момент для обеих сторон. На первой встрече ребенок может не пойти на контакт с «чужой тетей», испугаться и провести все время рядом с родителем. Тогда первое занятие не сложится, и время будет потеряно. Если же контакт установить удалось – а специалист делает для этого все возможное – последующая работа пойдет быстрее: «чужая тетя» уже не такая чужая. Кроме того, процесс знакомства сам по себе может рассказать специалисту о многом: в частности, о том, насколько у ребенка развиты коммуникативные навыки. Эти особенности логопед / психолог / дефектолог будет учитывать, разрабатывая план дальнейшей коррекционной работы.


Если ребенок не идет на контакт, специалист будет наблюдать ребенка со стороны – в его общении с родителем, который привел его на диагностику, или в свободной игре. Не стоит недооценивать продуктивность такого наблюдения: для наших опытных и грамотных логопедов оно не менее информативно.


Чего изволите?

При первой встрече специалисту важно выяснить, каких результатов родители ожидают от занятий и насколько реалистично они видят проблемы ребенка. Педагог сразу скорректирует запросы, не адекватные положению дел – профессионализм и опыт позволяет наиболее объективно оценить ситуацию. Бывает, например, так, что родители обращаются из-за неправильного звукопроизношения у ребенка, а на диагностике выявляется, что без решения поведенческих и психологических проблем к постановке и коррекции звукопроизношения просто не удастся приступить. Так что диагностика показывает, потребуется ли помощь других специалистов.


Сбор анамнеза

На первой встрече специалисту важно собрать анамнез – сведения из истории развития ребёнка, информация о занятиях, которые он посещал ранее. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развитии ребенка до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Ходит ли в ДОУ или центр развития. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми. Какие методы лечения применяются в настоящее время.


Опять же, анамнез может показать, потребуется ли помощь других специалистов или прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.


Словом, детальное обсуждение истории развития ребенка и текущей ситуации необходимо для дальнейшей работы – а для этого обсуждения, в свою очередь, нужно много времени.


«Открой рот – скажи «ааа»

Диагностика включает разные задания для детей разных возрастов. У каждого задания своя цель. Собственно проверка звукопроизношения обычно занимает несколько минут и не требует особой подготовки. А вот грамматический строй речи обследуют (для выявления трудностей в словообразовании) по подобранному дидактическому материалу.


При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь и/или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы. Иногда работа с детьми с поведенческими трудностями требуют проведения занятий без родителей. Это необходимо, чтобы специалист выстроил отношения с ребенком и стал для него достаточно авторитетным.


«Скажите, когда мой ребенок заговорит?»

Опытный и квалифицированный специалист знает, что с прогнозами нужно быть очень осторожным, что нельзя провоцировать необоснованных надежд со стороны родителей.


Родителям важно понять, что прогресс часто непредсказуем и зависит не только от качественной работы специалиста, но от их активной позиции. Те 2-3 часа в неделю, что ребенок проводит с логопедом, не дадут заметного и стойкого результата, если родители не отрабатывают с ребенком приобретенные им навыки на практике и не поддерживают его психологически. Помните: коррекция речи требует комплексного подхода, терпения и времени.


Автор статьи - логопед-дефектолог Евгения Игоревна Ихсанова