СТАТЬИ
Орф-подход в педагогике: обучение через музыку

«Наиболее понятным в языке бывает не самое слово, а тон, ударение, модуляция, темп, с которыми произносится ряд слов, - короче сказать: музыка, скрывающаяся за словами; страстность, скрывающаяся за музыкой; личность, скрывающаяся за страстностью: т.е. всё...

Если ребёнок отказывается заниматься

Взволнованная мама ведет, даже скорее волочит за собой плачущего ребенка лет 4-х со словами: «Идем заниматься!». Малыш вопит: «нет, нет, нет!». Всем своим видом мальчик показывает, что не хочет идти ни в какой кабинет, ни на какие занятия. Не помогают ни ...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи

В этой статье Вы узнаете об обстоятельствах и факторах, определяющих формирование речи ребёнка на каждом этапе его развития.


В первую очередь, стоит сказать о наследственности (особенности нервно-психического склада и строения артикуляционных органов родителей: прикус, расщелины нёба, неправильная посадка и комплектация зубов). В частности, по наследству передаётся предрасположенность к заиканию и задержке речевого развития одного из родителей.


Важным фактором является и образ жизни родителей. Воздействие радиации и химически активных веществ, наркомания, алкоголизм, курение, искусственное прерывание беременности в прошлом – всё это влияет на общее физическое состояние будущего ребёнка и его речевое развитие.


На этапе внутриутробного развития плода нормальному формированию речевого аппарата могут препятствовать:


  • кислородное голодание (причины - токсикоз, патология плаценты, повышение артериального давления, нефропатия, соматические заболевания матери)

  • вирусные заболевания (грипп, герпес, туберкулез, токсоплазмоз, гепатит, скарлатина, корь, краснуха и др.)

  • резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода)

  • физические повреждения (травмы, ушибы)

  • стрессы и нагрузки матери

  • нарушение сроков вынашивания (менее 38 и более 40 недель)

  • прием некоторых лекарственных средств (антибиотики, антидепрессивные и другие препараты)

  • неудачное прерывание данной беременности

  • профессиональная вредность (повышенные физические нагрузки, воздействие химических и радиоактивных веществ)

  • Все эти негативные факторы сказываются на работе центральной нервной системы ребёнка, в том числе и речевых зон коры головного мозга; способны привести к глухоте, слепоте, умственной отсталости, порокам сердечно-сосудистой системы.


    Важно и то, как проходят роды. Причиной многих патологий речи и общего развития часто становятся «родовые травмы».

    Так, повреждение головного мозга может быть вызвано асфиксией – недостаток снабжения мозга кислородом при обвитии пуповиной.


    Кровоизлияние при затяжных родах, механическая стимуляция, внутричерепные кровоизлияния, малая масса тела новорождённого (менее 1500 г) и реанимационные постродовые мероприятия – всё это представляет опасность для будущего здоровья ребёнка.


    В период раннего развития ребёнка опасностью для формирования речевого аппарата угрожают травмы головного мозга, среднего и внутреннего уха, инфекционные и воспалительные заболевания, воздействие лекарств (антибиотиков) на слуховой нерв, аномалии строения челюстей и зубов. Негативно воздействуя на центральную нервную систему, эти факторы нарушают ход речевого развития, приводят к потере слуха и/или имеющейся речи.


    Вредные привычки, такие как сосание пальца, долгое сосание пустышки приводят к нарушению правильного формирования прикуса, что в последствии становится причиной нарушения речи.


    Большую роль играют и внешние обстоятельства – условия жизни, опыт взаимодействия с семьей и остальным социальным окружением. Среди неблагоприятных для развития речи ребёнка социально-бытовых факторов – дефицит эмоционально-речевого общения с близкими и стрессовые ситуации, приводящие к психологическим травмам. Самые распространённые патологии, вызванные таким негативным опытом – заикание, задержка речевого развития и мутизм (прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы).


    Важно, что речевые расстройства у ребёнка могут появиться по вине окружающих, поскольку речь усваивается ребенком по подражанию. Картавость, шепелявость, заикание ребёнка нередко становятся «заслугой» окружающих его людей, а быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, может привести к задержке развития его собственной речи. Иногда и сами родители невольно воздействуют на развитие речи ребенка негативно, «сюсюкаясь» с ним. Подстраиваясь под детскую речь, воспроизводя слова и звуки в искажённом виде, они лишают ребенка осознания необходимости совершенствовать свою речь.


    Отсюда бедный словарный запас ребёнка, неправильное согласование слов между собой, отсутствие познавательных стремлений – верные признаки педагогической запущенности.


    Сложности в формировании речи может вызвать и билингвизм. Это актуально для тех семей, в которых родители являются носителями разных языков. В сознании ребёнка смешиваются слова из этих двух языков, что затрудняет для него овладение родной речью с её особенностями звукопроизношения.

    Под действием перечисленных выше факторов речевые дефекты могут появиться даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом.


    Определение причин речевой патологии – важный этап на пути наиболее эффективного преодоления речевого расстройства. Для этого необходима консультация со специалистом и последующая речевая коррекция, в которой логопед-дефектолог использует компенсаторные возможности ребёнка.