СТАТЬИ
Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь. Цвет фиксируется визуально...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания и...

Гиперактивность и нарушение слухового внимания

Главная проблема, которая беспокоит родителей в отношении развития их детей – отсутствие или низкое качество речи. Причин, по которым эта проблема становится все более распространенной, много, так что мы обозначим основные. Их можно условно поделить на вн...

Причины нарушения речи

Причины нарушения речи

В этой статье Вы узнаете об обстоятельствах и факторах, определяющих формирование речи ребёнка на каждом этапе его развития.


В первую очередь, стоит сказать о наследственности (особенности нервно-психического склада и строения артикуляционных органов родителей: прикус, расщелины нёба, неправильная посадка и комплектация зубов). В частности, по наследству передаётся предрасположенность к заиканию и задержке речевого развития одного из родителей.


Важным фактором является и образ жизни родителей. Воздействие радиации и химически активных веществ, наркомания, алкоголизм, курение, искусственное прерывание беременности в прошлом – всё это влияет на общее физическое состояние будущего ребёнка и его речевое развитие.


На этапе внутриутробного развития плода нормальному формированию речевого аппарата могут препятствовать:


  • кислородное голодание (причины - токсикоз, патология плаценты, повышение артериального давления, нефропатия, соматические заболевания матери)

  • вирусные заболевания (грипп, герпес, туберкулез, токсоплазмоз, гепатит, скарлатина, корь, краснуха и др.)

  • резус-конфликт (несовместимость крови матери и плода)

  • физические повреждения (травмы, ушибы)

  • стрессы и нагрузки матери

  • нарушение сроков вынашивания (менее 38 и более 40 недель)

  • прием некоторых лекарственных средств (антибиотики, антидепрессивные и другие препараты)

  • неудачное прерывание данной беременности

  • профессиональная вредность (повышенные физические нагрузки, воздействие химических и радиоактивных веществ)

  • Все эти негативные факторы сказываются на работе центральной нервной системы ребёнка, в том числе и речевых зон коры головного мозга; способны привести к глухоте, слепоте, умственной отсталости, порокам сердечно-сосудистой системы.


    Важно и то, как проходят роды. Причиной многих патологий речи и общего развития часто становятся «родовые травмы».

    Так, повреждение головного мозга может быть вызвано асфиксией – недостаток снабжения мозга кислородом при обвитии пуповиной.


    Кровоизлияние при затяжных родах, механическая стимуляция, внутричерепные кровоизлияния, малая масса тела новорождённого (менее 1500 г) и реанимационные постродовые мероприятия – всё это представляет опасность для будущего здоровья ребёнка.


    В период раннего развития ребёнка опасностью для формирования речевого аппарата угрожают травмы головного мозга, среднего и внутреннего уха, инфекционные и воспалительные заболевания, воздействие лекарств (антибиотиков) на слуховой нерв, аномалии строения челюстей и зубов. Негативно воздействуя на центральную нервную систему, эти факторы нарушают ход речевого развития, приводят к потере слуха и/или имеющейся речи.


    Вредные привычки, такие как сосание пальца, долгое сосание пустышки приводят к нарушению правильного формирования прикуса, что в последствии становится причиной нарушения речи.


    Большую роль играют и внешние обстоятельства – условия жизни, опыт взаимодействия с семьей и остальным социальным окружением. Среди неблагоприятных для развития речи ребёнка социально-бытовых факторов – дефицит эмоционально-речевого общения с близкими и стрессовые ситуации, приводящие к психологическим травмам. Самые распространённые патологии, вызванные таким негативным опытом – заикание, задержка речевого развития и мутизм (прекращение речевого общения с окружающими вследствие психической травмы).


    Важно, что речевые расстройства у ребёнка могут появиться по вине окружающих, поскольку речь усваивается ребенком по подражанию. Картавость, шепелявость, заикание ребёнка нередко становятся «заслугой» окружающих его людей, а быстрая, сбивчивая и невнятная речь, которую слышит ребёнок, может привести к задержке развития его собственной речи. Иногда и сами родители невольно воздействуют на развитие речи ребенка негативно, «сюсюкаясь» с ним. Подстраиваясь под детскую речь, воспроизводя слова и звуки в искажённом виде, они лишают ребенка осознания необходимости совершенствовать свою речь.


    Отсюда бедный словарный запас ребёнка, неправильное согласование слов между собой, отсутствие познавательных стремлений – верные признаки педагогической запущенности.


    Сложности в формировании речи может вызвать и билингвизм. Это актуально для тех семей, в которых родители являются носителями разных языков. В сознании ребёнка смешиваются слова из этих двух языков, что затрудняет для него овладение родной речью с её особенностями звукопроизношения.

    Под действием перечисленных выше факторов речевые дефекты могут появиться даже у детей с нормально устроенным речевым аппаратом.


    Определение причин речевой патологии – важный этап на пути наиболее эффективного преодоления речевого расстройства. Для этого необходима консультация со специалистом и последующая речевая коррекция, в которой логопед-дефектолог использует компенсаторные возможности ребёнка.