СТАТЬИ
Готовность к школе: как определить и что делать?

Дошкольный возраст - время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста – к 7 годам сменяется учебной. Ребенку становится интересно узнавать новое, б...

В первый раз в детский сад: как помочь ребёнку адаптироваться

Новые, незнакомые условия детского сада могут обернуться для ребенка большим стрессом и нежеланием посещать дошкольное учреждение. Что поможет вашему ребенку пройти период адаптации быстро и легко? 1. Ваша уверенность в том, что посещение детского сада не...

Что могут делать родители для успешного развития речи ребенка?

В первую очередь, необходимо сверить состояние речи ребёнка с некоторыми нормативными ориентирами. Чек-лист Так, с 2-3 лет ребёнок должен: различать понятия "один" и "много"; повторять цифры в правильной последовательности; понимать значение действий и пр...

Игра и мозг: комментарий нейропсихолога

Важность игры для развития ребёнка – не секрет для грамотных родителей. Покупка разнообразных игрушек, всевозможные «прятки», «ракеты» и «качели» - не традиция, а развивающие «процедуры», которые усложняются по мере взросления и являются индикатором развития ребёнка. Через игру дети учатся построению взаимоотношений, моделируют общественную жизнь, взаимодействуют с миром. Игра – это тот инструмент, с помощью которого ребёнок познаёт мир - не менее важный, чем целенаправленные функциональные занятия.


Кроме того, в процессе игры происходит подготовка к обучению в школе. Некоторые игровые навыки, которыми ребёнок владеет (не владеет) в 5-6 лет, являются своеобразной лакмусовой бумагой готовности мозга к обучению в школе – нейропсихологической готовности.


НЕЙРОПСИХОЛОГИЯ И МОТОРИКА

В основе нейропсихологической готовности лежит психомоторное развитие. Психомоторное развитие – это совокупность психических реакций, движений и умений ребёнка; оно включает речевые, адаптационные умения ребенка и его двигательную активность. Двигательное развитие дошкольника органически связано с его когнитивными (мыслительными) процессами, поэтому их невозможно развивать отдельно друг от друга. Только в связке «мысль-движение» мозг способен «дозреть» до необходимого уровня обучения в 1 классе.


Моторика человека подразделяется на крупную и мелкую. Крупная моторика – это подвижность глаз, головы, плечей, рук, туловища, ног – в общем, основных двигательных мышц. Мелкая моторика – это способность выполнять точные движения пальцами рук и ног, для которых необходима сложная координация нервной, мышечной и костной систем (проявляется в таких навыках, как письмо, рисование, шнуровка обуви). Примечательно, что два вида моторики взаимно обусловлены – в частности, для полноценного развития мелкой моторики необходима сформированная база крупной моторики.


Игра, как известно – ключевой инструмент для развития моторики. Например, игры «в вышибалу» и «съедобное – несъедобное» помогают ребенку развивать глазодвигательную координацию и стимулируют мыслительную деятельность. Ребёнок здесь учится рассчитывать силу удара, направление броска, умению следить взглядом за предметом. Без этих умений ему будет сложно читать, следить за строкой, рассчитывать силу нажима на пишущий предмет в процессе рисования и письма.




ВНИМАНИЕ И САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Далее, любой нейропсихолог подтвердит, что игра является одним из лучших средств развития внимания – базовой для обучения функции психики, от состояния которой зависит мышление, речь, развитие чтения и письма. Среди игр, раз за разом вносящих вклад в развитие внимательности у дошкольников и младших школьников – «Светофор». В этой игре, как известно, необходима оперативная реакция ребёнка на цвет (ребенок должен внимательно искать цвет на своей одежде, чтобы водящий допустил его к следующему этапу игры).


В начальной школе (особенно в первом классе) у ребёнка часто появляются трудности с саморегуляцией: им тяжело сохранять внимание в течение урока; запоминать алгоритмы действий не только в выполнении математических операций, но и, например, на физкультуре или в практической жизни. Для профилактики и устранения этих проблем эффективны игры с правилами – такие, как «Море волнуется» и «День и ночь» (помогают выработать навык терпения). Соблюдая правила и развивая пластичность, сдерживая импульсы стихийных действий, ребёнок разивает функции саморегуляции и контроля.


Нейропсихологи рекомендуют также такие классические игры, как жмурки, догонялки и прятки: они помогают ребёнку справиться со страхами и тревогой, сформировать навык терпения, умения ждать (в том числе своей очереди). Элементы перечисленных (и многих других) игр используются психологм (нейропсихологом) в процессе коррекционной работы. Потому что игра – это наиболее доступный ребёнку язык, а значит, с его помощью мы можем оказать наиболее эффективную помощь.


В нашем Центре после нейропсихологического обследования специалист разрабатывает индивидуальную программу, включающую наиболее эффективные игры для слабого звена. Игровые техники "отрабатываются" ребёнком в Центре и воспроизводятся дома.


Больше о нейропсихологии читайте по ссылке.




Получить консультацию и записаться на приём можно, заказав обратный звонок через форму или позвонив по телефону +7(921) 995-61-57.