СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

О логопедии

О логопедии

Логопедия (от греч. logos — слово, речь и paidea — воспитание, обучение) – наука, которая изучает аномалии речи, исследует природу и механизмы нарушения речи, предлагает способы их коррекции и предупреждения нарушений речи путём специального обучения и воспитания.


Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую.


Логопед (Speech Therapist) – специалист, который занимается выявлением, профилактикой и коррекцией нарушений речи.

Логопед учит говорить правильно и красиво.


Преодоление речевых нарушений логопедом осуществляется только педагогическим путём. Однако как правило требует врачебного сопровождения (взаимодействия с такими специалистами, как невролог, хирург, отоларинголог, психолог, психотерапевт).


Квалификация логопеда определяется уровнем образования, стажем, опытом.


Нарушение речи – это отклонение от нормы.


Речевые изъяны делятся на нарушения устной речи и нарушения письма. Устная речь – это речь, которую мы слышим, и именно в ней речевые нарушения проявляются в первую очередь. Письмо - это речь, выраженная посредством знаков - букв.


Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности. Одни из недостатков касаются только произношения (например, дислалия и дизартрия), другие проявляются и в дефектах произношения, и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), а также захватывают лексику и грамматику (например, алалия, афазия).


Существуют также отклонения в речевом поведении, возникающие в процессе формирования речи и приводящие к заиканию.


В приведенную таблицу включены наиболее распространенные и изученные формы речевых нарушений, которые выделены в зависимости от нарушенного процесса. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды.

Нарушения устной речи Нарушения письменной речи

Нарушение звукопроизношения (косноязычие): дислалия, дизартрия, анартрия


Полное или частичное отсутствие речи у детей с последующим патологическим развитием речи - алалия


Утрата уже имеющейся речи речи – афазия


Общее недоразвитие речи (ОНР: 1,2,3 уровни)


Задержки развития речи (ЗПР-задержка психического развития, ЗРР-задержка речевого развития, ТЗРР-темповая задержка речевого развития)


Речевой негативизм (ребёнок молчит, отказ от речевого общения): аутизм, мутизм


Расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность): афония, дисфония


Нарушение тембра голоса: ринолалия (гнусавость)


Заикание – нарушение плавности речи: запинки, паузы в результате судорог органов речевого аппарата. Бывает неврозоподобная форма заикания и невротическая (логоневроз)


Расстройства темпа и ритма речи (логоневроз, заикание, спотыкание, полтерн, тахилалия, брадилалия)


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношения и несформированность навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза


Задержки развития речи при нарушениях интеллекта и психики

Трудности в обучении чтению


Специфические нарушения чтения – дислексия


Трудности формирования письма


Специфические стойкие нарушения письма – дисграфия


Стойкая неуспеваемость по русскому языку: неспособность использовать орфографические правила – дизорфография


Потеря способности писать – аграфия