СТАТЬИ
Готовность к школе: как определить и что делать?

Дошкольный возраст - время, когда развиваются мотивации, желание что-то делать, выражать себя, творить, общаться. Игровая деятельность - ведущая для ребенка дошкольного возраста – к 7 годам сменяется учебной. Ребенку становится интересно узнавать новое, б...

В первый раз в детский сад: как помочь ребёнку адаптироваться

Новые, незнакомые условия детского сада могут обернуться для ребенка большим стрессом и нежеланием посещать дошкольное учреждение. Что поможет вашему ребенку пройти период адаптации быстро и легко? 1. Ваша уверенность в том, что посещение детского сада не...

Что могут делать родители для успешного развития речи ребенка?

В первую очередь, необходимо сверить состояние речи ребёнка с некоторыми нормативными ориентирами. Чек-лист Так, с 2-3 лет ребёнок должен: различать понятия "один" и "много"; повторять цифры в правильной последовательности; понимать значение действий и пр...

О логопедии

О логопедии

Логопедия (от греч. logos — слово, речь и paidea — воспитание, обучение) – наука, которая изучает аномалии речи, исследует природу и механизмы нарушения речи, предлагает способы их коррекции и предупреждения нарушений речи путём специального обучения и воспитания.


Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую.


Логопед (Speech Therapist) – специалист, который занимается выявлением, профилактикой и коррекцией нарушений речи.

Логопед учит говорить правильно и красиво.


Преодоление речевых нарушений логопедом осуществляется только педагогическим путём. Однако как правило требует врачебного сопровождения (взаимодействия с такими специалистами, как невролог, хирург, отоларинголог, психолог, психотерапевт).


Квалификация логопеда определяется уровнем образования, стажем, опытом.


Нарушение речи – это отклонение от нормы.


Речевые изъяны делятся на нарушения устной речи и нарушения письма. Устная речь – это речь, которую мы слышим, и именно в ней речевые нарушения проявляются в первую очередь. Письмо - это речь, выраженная посредством знаков - букв.


Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности. Одни из недостатков касаются только произношения (например, дислалия и дизартрия), другие проявляются и в дефектах произношения, и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), а также захватывают лексику и грамматику (например, алалия, афазия).


Существуют также отклонения в речевом поведении, возникающие в процессе формирования речи и приводящие к заиканию.


В приведенную таблицу включены наиболее распространенные и изученные формы речевых нарушений, которые выделены в зависимости от нарушенного процесса. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды.

Нарушения устной речи Нарушения письменной речи

Нарушение звукопроизношения (косноязычие): дислалия, дизартрия, анартрия


Полное или частичное отсутствие речи у детей с последующим патологическим развитием речи - алалия


Утрата уже имеющейся речи речи – афазия


Общее недоразвитие речи (ОНР: 1,2,3 уровни)


Задержки развития речи (ЗПР-задержка психического развития, ЗРР-задержка речевого развития, ТЗРР-темповая задержка речевого развития)


Речевой негативизм (ребёнок молчит, отказ от речевого общения): аутизм, мутизм


Расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность): афония, дисфония


Нарушение тембра голоса: ринолалия (гнусавость)


Заикание – нарушение плавности речи: запинки, паузы в результате судорог органов речевого аппарата. Бывает неврозоподобная форма заикания и невротическая (логоневроз)


Расстройства темпа и ритма речи (логоневроз, заикание, спотыкание, полтерн, тахилалия, брадилалия)


Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношения и несформированность навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза


Задержки развития речи при нарушениях интеллекта и психики

Трудности в обучении чтению


Специфические нарушения чтения – дислексия


Трудности формирования письма


Специфические стойкие нарушения письма – дисграфия


Стойкая неуспеваемость по русскому языку: неспособность использовать орфографические правила – дизорфография


Потеря способности писать – аграфия