Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...
Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...
Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...
О логопедии
Логопедия (от греч. logos — слово, речь и paidea — воспитание, обучение) – наука, которая изучает аномалии речи, исследует природу и механизмы нарушения речи, предлагает способы их коррекции и предупреждения нарушений речи путём специального обучения и воспитания.
Логопедия подразделяется на дошкольную, школьную и взрослую.
Логопед (Speech Therapist) – специалист, который занимается выявлением, профилактикой и коррекцией нарушений речи.
Логопед учит говорить правильно и красиво.
Преодоление речевых нарушений логопедом осуществляется только педагогическим путём. Однако как правило требует врачебного сопровождения (взаимодействия с такими специалистами, как невролог, хирург, отоларинголог, психолог, психотерапевт).
Квалификация логопеда определяется уровнем образования, стажем, опытом.
Нарушение речи – это отклонение от нормы.
Речевые изъяны делятся на нарушения устной речи и нарушения письма. Устная речь – это речь, которую мы слышим, и именно в ней речевые нарушения проявляются в первую очередь. Письмо - это речь, выраженная посредством знаков - букв.
Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности. Одни из недостатков касаются только произношения (например, дислалия и дизартрия), другие проявляются и в дефектах произношения, и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), а также захватывают лексику и грамматику (например, алалия, афазия).
Существуют также отклонения в речевом поведении, возникающие в процессе формирования речи и приводящие к заиканию.
В приведенную таблицу включены наиболее распространенные и изученные формы речевых нарушений, которые выделены в зависимости от нарушенного процесса. Внутри каждой из форм речевых нарушений существуют виды и подвиды.
Нарушения устной речи | Нарушения письменной речи |
Нарушение звукопроизношения (косноязычие): дислалия, дизартрия, анартрия Полное или частичное отсутствие речи у детей с последующим патологическим развитием речи - алалия Утрата уже имеющейся речи речи – афазия Общее недоразвитие речи (ОНР: 1,2,3 уровни) Задержки развития речи (ЗПР-задержка психического развития, ЗРР-задержка речевого развития, ТЗРР-темповая задержка речевого развития) Речевой негативизм (ребёнок молчит, отказ от речевого общения): аутизм, мутизм Расстройства голоса (полная его утрата или неполноценность): афония, дисфония Нарушение тембра голоса: ринолалия (гнусавость) Заикание – нарушение плавности речи: запинки, паузы в результате судорог органов речевого аппарата. Бывает неврозоподобная форма заикания и невротическая (логоневроз) Расстройства темпа и ритма речи (логоневроз, заикание, спотыкание, полтерн, тахилалия, брадилалия) Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) – нарушение звукопроизношения и несформированность навыков фонематического восприятия, анализа и синтеза Задержки развития речи при нарушениях интеллекта и психики |
Трудности в обучении чтению Специфические нарушения чтения – дислексия Трудности формирования письма Специфические стойкие нарушения письма – дисграфия Стойкая неуспеваемость по русскому языку: неспособность использовать орфографические правила – дизорфография Потеря способности писать – аграфия |