СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Развитие цветового восприятия у детей дошкольного возраста

Без сомнений, дети любят цвет и реагируют на него. Цветовые характеристики помогают полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, а значит, работа с цветом способна развивать наблюдательность, мышление, речь.


Цвет фиксируется визуально и длительное время остается в сознании ребенка. Даже обычное цветовое пятно стимулирует зрительную реакцию. Цвет вообще играет важную роль в нашей способности опознавать предметы и различать их детали, а потому это один из самых значимых признаков предмета. Для детей – особенно.


По расцветке ребенок узнаёт любимый наряд мамы, бабушкин платок, папин галстук, свою чашку, игрушку. Он с радостью берёт в руки карандаши или краски, чтобы рисовать цветные картины.


Как развивается восприятие цветов

Учеными выявлено, что способность распознавать цвет впервые появляется у ребенка в возрасте 2–6 месяцев. Различение цветов начинается, прежде всего, с восприятия красного цвета. Позже развивается способность распознавать цвета коротковолновой части спектра - зеленый, синий. К 3–4 годам цветовое зрение у детей уже хорошо развито, но продолжает совершенствоваться. Дети уже умеют различать основные цвета и могут их назвать, то есть сопоставляют понятие со словом. Но все же необходимо закреплять полученные знания о цвете. При этом важно не только выучить с ребенком основные цвета и их оттенки, но и показать, где цвета встречаются. Например, обратить его внимание на то, как меняют свою окраску листья осенью; показать, какой бывает радуга и из каких цветов она состоит.


Чувство цвета, как полагают психологи и педагоги, стоит в ряду способностей человека, которые можно развивать. На индивидуальных и групповых занятиях в нашем центре специалисты помогают ребенку сформировать правильное цветовосприятие и скорректировать проблемы, если они есть.


Расскажем о некоторых играх из нашего арсенала, которые можно практиковать дома.


Дидактическая игра «Собери капельки в стакан»

Цель: определить способность ребенка различать основные цвета и выполнять практические действия на основе этого различения


Материал: цветные стаканчики 4 основных цветов, кружочки разного цвета


Ход игры: попросите ребенка собрать в каждый стакан кружочки одного цвета. «Наберем целый стакан одинаковых капелек»


Дидактическая игра «Собери лепестки»

Цель: определить способность ребенка различать основные цвета и выполнять практические действия на основе этого различения


Материал: карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепестки


Ход игры: дайте ребенку лепестки разного цвета и покажите, как можно наложить лепестки одного цвета вокруг серединки цветка. Попросите собрать все лепестки. А теперь вложите разноцветные серединки.


Дидактическая игра «Собери цветик-семицветик»

Цель: определить способность ребенка различать основные цвета и выполнять практические действия на основе этого различения


Материал: карточки, на которых изображены стебельки с листочками, разноцветные лепестки.


Ход игры: дать ребенку лепестки разного цвета и предложить наложить на рисунок лепестки разного цвета вокруг серединки цветка.


Дидактическая игра «Сложи цветочек»

Цель: научить распределять цвета по наглядному образцу


Материал: мозаика, альбом


Ход игры: у ребенка теперь есть опыт собирания цветка из игр «Собери лепестки», «Собери цветик-семицветик». Попросите найти мозаику того же цвета, что на первой странице альбома, и закрепить ее на игровом поле. Выполните пошаговые действия, опираясь на альбом. Попросите назвать цвет получившегося цветка.


Дидактическая игра «Сложи пирамидку»

Цель: научить размещать цвета по наглядному образцу


Материал: мозаика, альбом

Ход игры: у ребенка есть опыт собирания игрушечной пирамидки. Попросите найти мозаику того же цвета, что на первой странице альбома, и закрепить ее на игровом поле. Выполнить пошаговые действия, опираясь на альбом. Назвать цвета колечек получившейся пирамиды.


Также:


Возьмите три предмета – два одинакового цвета, а третий – другого. Поиграйте с ребенком в «третий лишний».


Давайте ребенку несложные задания, например:


  • раскрасить картинку нужными цветами
  • подобрать для любимой куклы косыночку того же цвета, что и ее сарафан
  • составить узор-орнамент из элементов разных цветов
  • отобрать из мячиков (флажков, кубиков) только красные (желтые, синие) и т. д.

  • Предложенные нами игры вы можете моделировать по-своему, приспосабливаясь и к возрасту ребенка, и к его индивидуальным особенностям.


    Автор статьи - логопед-дефектолог Евгения Игоревна Ихсанова