СТАТЬИ
Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Как правильно развивать память и зачем?

Хорошая память – предпосылка к успешному обучению и высокому интеллекту. Прежде чем начинать тренировать память, необходимо убедиться, в том, что все условия для усвоения и удержания новой информации соблюдены. Какие же условия необходимы для лучшего запо...

Фонематический слух

Для того, чтобы человек мог записать воспринимаемую на слух информацию, в его мозгу проходят сложнейшие процессы декодировки звуков, наделения их значением и перевода на определенный язык букв. Эти функции развиваются и автоматизируются постепенно - с рождения и, как правило, до среднего школьного возраста.


Между 6 месяцами и 1 годом у ребёнка формируется "языковой фильтр" - он усваивает тонкие различия звуков родного языка. Например, маленькие русские дети перестают воспринимать вариации звука "к", присущие, например, грузинскому языку; но усваивают оппозиции "мягкий - твёрдый", "глухой - звонкий" и т.д.


Итак, фонематический слух - это декодировка звуков, необходимая для понимания смысла сказанного, преобразования звучащей речи в письменную и наоборот.


Недостаточность развития фонематического слуха легко выявляется у школьника - стоит только попросить его написать предложение под диктовку.


Рассмотрим пример. В тетради читаем: "В сату са окоротам расла яблоня. На опушки леса охотнек упил волка". То есть мы видим: почти все звонкие парные согласные «оглушены», а также можно увидеть замены ряда гласных, близких по звучанию (а-о, е-и).


Недостаточность фонематического слуха, как правило, приводит еще и к тому, что ребенок плохо понимает обращённую к нему речь. Из-за этого у него возникают трудности усвоения информации на уроках, он плохо понимает инструкции, которые дает учитель.


Как помочь?

В первую очередь необходимо неврологическое обследование. За несформированностью фонематического слуха часто скрывается недостаточность мозговых функций. Выявить проблему можно с помощью ультразвуковой допплерографии и других исследований, на которые направит врач-невролог.


Решить проблему только педагогическими мерами (с помощью логопеда) можно, как правило, только в дошкольном возрасте - позднее процесс усложняется.


В разделе "Мастерская логопеда" мы предлагаем упражнения для развития фонематического слуха, которые Вы можете практиковать самостоятельно.


Получить консультацию и записаться на прием можно, заполнив форму или позвонив по телефону +7(921) 995-61-57