СТАТЬИ
Психотерапевтические занятия для детей и родителей

Формирование личности любого ребенка – очень трудоемкий процесс, и это может подтвердить любой родитель. Но родителю "среднестатистического" ребенка трудно себе представить, с каким уровнем стресса сталкиваются родители ребенка «особенного». Это поистине ...

Как победить бульбарную дизартрию

Термины и физиология дефекта Дизартрия – одна из наиболее распространенных форм нарушений устной речи. Это расстройство связано с поражением центрального отдела речедвигательного анализатора и нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В свою о...

Логопедическая диагностика детей до 1 года

Развития речи ребёнка требует внимания на всех этапах. Если наблюдаются задержки, необходимо своевременно определить их и начать методичную работу по их коррекции. В этой статье мы расскажем, по каким критериям оценивать ранее развитие речи, и как проходи...

Нарушения сенсорной интеграции

Заметили, что ребенок странно реагирует на некотрые звуки, прикосновения, бытовые процедуры?


Например, агрессивен при приближении к нему, боится качаться на качелях, не позволяет стричь себе ногти, пугается даже негромких звуков, не принимает новую еду и одежду.


Такие явления встречаются в практике специалистов – педагогов и психологов. Эти “побочные эффекты” поведения связаны с тем, что у ребенка нарушена сенсорная интеграция – способность адекватно воспринимать окружающие явления и раздражители. Именно от этого свойства зависит правильная социальная адаптация человека и его способность гармонично взаимодействовать со всем окружающим - в том числе способность к обучению.


Как это работает?

В мозг от органов чувств поступает огромное количество информации. Если нервная система развивается нормально (хорошо работает система проведения информации в мозг, ее организации и отбора), то и сенсорная интеграция устроена правильно. А это значит, развитие двигательных навыков, речи и поведения ребенка не заставляет себя ждать.


При нарушении органов нервной системы и/или чувствительных органов процесс сенсорной интеграции дает сбои: внешняя информация перерабатывается недостаточно эффективно, возникают затруднения в овладении бытовыми навыками, медленно или недостаточно развиваются чувства и мысли, способность общаться и обучаться.


Признаки нарушений сенсорной интеграции

  • ребенок слишком или недостаточно чувствителен к прикосновениям, свету, звукам или движению

  • ребенок избегает прикосновений с определенными фактурами и консистенциями: например, песком, кашей, пластилином

  • у ребенка есть проблемы с моторикой: не может использовать столовые приборы, ножницы, письменные принадлежности

  • ребенок испытывает трудности в обучении письму, чтению (в частности, пропускает буквы и слоги), езде на велосипеде и выполнении инструкций в целом

  • ребенок не различает правую и левую сторону

  • ребенок вспыльчив, нетерпелив и избегает социальных контактов

  • ребенок недостаточно или слишком двигательно активен, у него расстройства мышечного тонуса, плохая координация движений (неуклюжесть)

  • ребенку трудно концентрироваться, он импульсивен или быстро утомляется

  • у ребенка задержка развития речи и двигательного развития

  • Как помочь ребенку с нарушениями сенсорной интеграции?

    Прежде всего, постараться понять ребенка: чем именно обусловлено болезненное восприятие окружающего? Мы расскажем о трех взаимно дополняющих причинах и их проявлениях:


    Он не справляется с “требованиями” и свойствами окружающей среды

  • чрезмерность внешних воздействий: “слишком быстро, ярко, громко, быстро”

  • он не понимает ситуацию и других людей: “что происходит?”, “что они имеют в виду?”

  • ему трудно принимать решения: “что мне делать?”, “как мне на это реагировать?”

  • У него ослабленная, хрупкая нервная система

  • слишком острая реакция на внешние воздействия

  • плохое восприятие информации

  • недостаточное для понимания происходящего взаимодействие областей мозга

  • проблемы с логическим мышлением

  • быстрая утомляемость

  • плохое пищеварение и ослабленная имунная система

  • Избыточные стрессы

  • повышенный уровень гормонов стресса

  • ощущение запутанности и разбитости

  • чувство разочарования, тревожность, паника

  • сниженный уровень процесса мышления и способности регулировать эмоции

  • Поняв причину нарушения сенсорной интеграции, постарайтесь уменьшить действие тех раздражителей, которые ребенок плохо переносит, и "подавайте" ему их дозированно через игру. Здесь действует принцип функциональной диеты – только не из продуктов, а из игр, процедур и занятий.


    Как скорректировать

    Приведем несколько базовых видов активности, которые могут комбинироваться в зависимости от конкретного проявления сенсорной дезинтеграции.


  • игры: пальчиковые, с мячом, с макаронами (сырыми и вареными), с воздушным шаром. Про пальчиковые игры читайте здесь.

  • ходьба и танцы: назад и вперед относительно других людей и объектов, в разных стилях – тяжелой и легкой походкой, с разной скоростью.

  • прыжки: на батуте, в высоту, в ширину

  • работа с предметами: сортировка по направлениям (лево - право) по принципу тяжести, цвета, размера; таскание вверх-вниз. Читайте здесь про игры с пирамидкой

  • рисование: толстых и тонких линий, толстым и тонким предметов (карандаш, маркер, мел)

  • работа с глиной, тестом, песком. Например, набирать песок в разные по объему ведерки, чтобы почувстовать разный вес. Про игры с песком читайте здесь

  • качание на качелях, качание ногой

  • работа с собственным телом: принятие разных форм – свернуться в калачик, выпрямиться как палка, имитация животных

  • расслабление под музыку, пение с ритмичными движениями

  • Общие рекомендации

  • Работа должна быть комбинированной: сочетайте игровую активность, массаж, логопедическую и/или психологическую работу.

  • Слишком сильные стимулы, особенно связанные с прикосновениями, нужно применять в умеренном количестве, но регулярно.

  • Прислушивайтесь к ребенку, не перегружайте его и внимательно следите за появленияем улучшений и сменой настроений – в зависимости от этого регулируйте нагрузку.

  • Приготовьтесь к плановой и, возможно, долгосрочной терапии. Но результат не заставит себя ждать: уже через год поведение вашего ребенка может кардинально измениться: он станет жизнерадостным, общительным и активным.


  • За консультацией обратитесь к специалисту нашего центра. Мы обеспечим Вас первичной необходимой информацией по телефону +7(921) 995-61-57, а на приеме проведем комплексную диагностику и составим индивидуальный план сенсорной терапии.