СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Дефектолог

Дефекто́лог — коррекционный педагог, который занимается обучением и адаптацией детей с отклонениями в развитии. Дефектолог формирует учебные навыки, корректирует проблемы развития и обучения в дошкольном и школьном возрасте.


Как правило, дефектолог имеет специализацию:


  • сурдопедагог – обучает людей с недостатками слуха
  • олигофренопедагог – работает с детьми, имеющими недостатки умственного развития, нарушения интеллекта. Олигофренопедагог развивает, воспитывает и социально адаптирует детей
  • тифлопедагог – воспитывает и обучает людей с нарушениями зрения
  • логопед – работает с речевыми нарушениями

  • Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?

    Дефектологи начинают работать с ребенком, как только выявлено нарушение. Важно не опоздать.


    Если у ребёнка выявлена


  • задержка психического развития (ЗПР)
  • задержка психомоторного развития (ЗПМР)
  • задержка психоречевого развития (ЗПРР)
  • задержка речевого развития (ЗРР)
  • олигофрения (умственная отсталость)
  • детский церебральный паралич (ДЦП);
  • аутизм (РДА);
  • синдром Дауна;
  • общее недоразвитие речи (ОНР - 1,2 уровня);
  • алалия моторная, сенсорная, сенсо-моторная.

  • Если ребёнок в дошкольном возрасте:


  • говорит хуже, чем его сверстники
  • не обладает навыками ролевой игры
  • плохо заучивает стихи,
  • не может запомнить названия цветов, форм
  • отстаёт от нормы по другим показателям

  • Если у школьника нарушения развития высших психических функций, как то:


    Нарушение мышления. Ребёнок с трудом решает простые логические задачи, испытывает затруднения в выделении, исключении, обобщении, сравнении.


    Нарушение внимания. Ребёнок часто отвлекается, не может закончить начатое дело (игру), сконцентрироваться на задании. Внимание у таких детей неустойчивое. Часто нарушения внимания сопровождаются гиперактивностью или заторможенностью. Повышенная двигательная и речевая активность квалифицируется как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».


    Нарушение восприятия. Ребёнок плохо ориентируется в окружающем пространстве, собственном теле, времени; часто путает правую и левую стороны, долго не может запомнить времена года, часы, месяцы. Плохо различает конфигурации предметов, не может сложить из частей целое или узнать по детали целое.


    Нарушение памяти. Ребёнок долго и неохотно заучивает простые тексты. Воспроизводит стихи с ошибками, неточностями; быстро забывает материал.


    Нарушения речи. Скудный словарный запас; в речи встречаются ошибки в согласовании слов. Несвязная речь, высказывание лишено последовательности.


    Несформированность эмоционально-волевой сферы. Ребёнок с трудом сидит на месте и не выполняет задание до конца. У него наблюдаются смены настроения. Не умеет себя вести в общественных местах.


    Как помогает дефектолог?

    В процессе коррекционных занятий со школьниками дефектолог исправляет или ослабляет имеющиеся у таких детей недостатки развития.


    Цель – формирование определённых умений (например, навык определения последовательности звуков в слове), отсутствие которых является причиной трудностей в учёбе (например, письма под диктовку); компенсация отклонений слухового и зрительного восприятия, моторики, активной и пассивной речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.


    Как строится работа дефектолога

    Прежде всего необходима комплексная диагностика: обследование ребёнка у детского невролога, заключение и рекомендации психолога и логопеда-дефектолога. Выявляется уровень развития высших психических функций, речи, восприятия, внимания, мышления,овладения ребёнком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).


    Затем дефектолог разрабатывает индивидуальный маршрут обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и подбирает наиболее эффективные методики и приемы для преодоления специфических отклонений у ребёнка. Начинается процесс коррекционного обучения, в ходе которого обрабатываются результаты развития и родителям наглядно представляется динамика развития.


    Работа дефектолога также включает консультирование родителей по домашнему обучению и привлечению других специалистов – логопеда, психолога, массажиста.


    Дополнительные применяемые методики и технологии

  • БОС-технология
  • БАК (биоакустическая коррекция)
  • логопедический массаж: классический и точечный
  • физиотерапия "Дэнас"
  • обучающие компьютерные программы
  • DVD-программы для автоматизации звукопроизношения
  • интерактивные игры для детей с нарушениями устной речи
  • нейропсихологическая коррекция (занятия с нейропсихологом)

  • При проблемах с обучением, отсутствием речи, нарушения поведения применяются методики:


  • Сенсорно-интегрированные занятия
  • Игровая терапия
  • ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) — прикладной анализ поведения Средства альтернативной коммуникации (PEKS и другие)

  • Формы занятий:

  • консультативная
  • индивидуальные занятия с родителями и ребёнком
  • индивидуальные занятия ребёнком ( занятия проходят в форме игры или урока в зависимости от возраста)

  • Продолжительность

  • одно занятие – в зависимости от возраста – 30-45 мин
  • диагностика – 45 мин
  • курс занятий – 10 встреч 2-3 раза в неделю

  • Заказать обратный звонок для консультации и записи на приём