СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Нарушения произношения звуков [Р] и [Рь].

По статистике, 26% всех нарушений звукопроизношения приходится на звуки [Р] и [Рь] (так называемые «вибранты»). В норме эти звуки могут отсутствовать в речи ребенка до пяти-шести лет. Но, если до пяти- шестилетнего возраста звуки так и не появились; или родители заметили, что звуки есть, но произношение их не соответствует норме, следует как можно скорее обратиться к логопеду.


Когда артикуляция в норме

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Губы свободно раскрыты либо положение зависит от следующего гласного. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.


При произнесении звука [Рь] дополнительно приподнимается средняя часть спинки языка, кончик языка продвигается вперед и вибрация происходит у верхних резцов.


Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]

  • Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.

  • Замены звука (параротацизмы) на другие звуки.





  • Искажения звуков (ротацизмы). Виды ротацизмов:
    велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р];
    увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
    носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
    боковой – слышится «хлюпающий» звук;
    щёчный – при выдохе раздуваются щеки;
    кучерский – вибрируют сомкнутые губы;
    двугубный – звук похож на английский [W];
    одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.

  • Смешения звуков - чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].

  • Причины нарушения произношения "вибрантов"

  • Короткая, укороченная уздечка или аномалии её расположения. Подъязычная связка может поддаваться растяжению с помощью упражнений и специальных приёмов, или, в некоторых случаях, проводится пластика - подрезание уздечки.

  • Сужение языка

  • Макроглоссия (увеличение размера языка)

  • Нарушения прикуса

  • Сужение верхней челюсти

  • Нарушения в расположении зубов верхней челюсти или отсутствие зубов

  • «Готическое» нёбо (высокое)

  • Расщелины нёба

  • Нарушение фонематического и физического слуха

  • Подражание речи ближайшего окружения

  • Нарушения мышечного тонуса при дизартрии

  • Как строится коррекционно-логопедическая работа

    1. Подготовительный этап


  • Сопоставление и определение на слух звука [Р] ([Рь]) и его заменителя.
  • Сравнительный анализ артикуляции звуков [Р] - [Рь] и его заменителей.
  • Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.

  • 2. Постановка звука.


    Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний; с помощью специальных упражнений, а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.


    3. Автоматизация звука.


    Проводится (по нарастанию) в слогах с разным ударением и с разной гласной; в обратных слогах; в словах; в словосочетаниях и чистоговорках; во фразах, стихах, скороговорках.


    4. Введение звука в связную речь.


    Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи, требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р].


    Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю.


    В любом случае очень важна помощь родителей, особенно на подготовительном этапе и в ходе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома.


    Автор статьи: Позднякова Татьяна Александровна.