СТАТЬИ
Как научить ребенка выражать свой гнев более приемлемым способом?

В наших предыдущих встречах мы по вашей просьбе, дорогие родители, размышляли о том, что такое детская агрессивность, каковы причины, виды и проявления ее. Сегодня разговор пойдет о том, как помочь ребенку в момент проявления у него приступов агрессии. Та...

Как объяснить своему ребенку необычное поведение особенных детей?

О причинах детской агрессии пишется и говорится много. Чаще касаются вопросов о причинах агрессивного поведения нейротипичного, нормативно развивающегося ребенка. В качестве ситуативных причин чаще всего называют плохое самочувствие ребенка, переутомление...

Почему ребенок агрессивен? Давайте разбираться в причинах вместе.

Часто причиной может быть негативная самооценка: «Я плохой и веду себя как плохой».Действия взрослого: Как можно чаще хвалите ребенка, не стесняйтесь проявлять любовь к нему. Никогда не обсуждайте самого ребенка («ты плохой, потому что так делаешь»), а то...

Нарушения произношения звуков [Р] и [Рь].

По статистике, 26% всех нарушений звукопроизношения приходится на звуки [Р] и [Рь] (так называемые «вибранты»). В норме эти звуки могут отсутствовать в речи ребенка до пяти-шести лет. Но, если до пяти- шестилетнего возраста звуки так и не появились; или родители заметили, что звуки есть, но произношение их не соответствует норме, следует как можно скорее обратиться к логопеду.


Когда артикуляция в норме

Кончик языка касается бугорков за верхними зубами. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Форма языка напоминает чашечку. Под напором выдыхаемого воздуха кончик языка дрожит. Губы свободно раскрыты либо положение зависит от следующего гласного. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.


При произнесении звука [Рь] дополнительно приподнимается средняя часть спинки языка, кончик языка продвигается вперед и вибрация происходит у верхних резцов.


Виды нарушения звуков [Р] и [Рь]

  • Отсутствие звука. Звук лишён присущей ему артикуляции, о чём в речи свидетельствует удлинение смежного гласного.

  • Замены звука (параротацизмы) на другие звуки.





  • Искажения звуков (ротацизмы). Виды ротацизмов:
    велярный – язык не принимает участие в артикуляции, вибрирует мягкое нёбо. Произнесение напоминает французское [Р];
    увулярный – вибрирует не язык, а увула (маленький язычок);
    носовой – слышится сочетание звуков [Н] и [Г];
    боковой – слышится «хлюпающий» звук;
    щёчный – при выдохе раздуваются щеки;
    кучерский – вибрируют сомкнутые губы;
    двугубный – звук похож на английский [W];
    одноударный – кончик языка не вибрирует, а только один раз ударяет по альвеолам.

  • Смешения звуков - чаще [Р] и [Л]; [Рь] и [Ль]; [Р] и [Й]; [Рь] и [Й].

  • Причины нарушения произношения "вибрантов"

  • Короткая, укороченная уздечка или аномалии её расположения. Подъязычная связка может поддаваться растяжению с помощью упражнений и специальных приёмов, или, в некоторых случаях, проводится пластика - подрезание уздечки.

  • Сужение языка

  • Макроглоссия (увеличение размера языка)

  • Нарушения прикуса

  • Сужение верхней челюсти

  • Нарушения в расположении зубов верхней челюсти или отсутствие зубов

  • «Готическое» нёбо (высокое)

  • Расщелины нёба

  • Нарушение фонематического и физического слуха

  • Подражание речи ближайшего окружения

  • Нарушения мышечного тонуса при дизартрии

  • Как строится коррекционно-логопедическая работа

    1. Подготовительный этап


  • Сопоставление и определение на слух звука [Р] ([Рь]) и его заменителя.
  • Сравнительный анализ артикуляции звуков [Р] - [Рь] и его заменителей.
  • Формирование артикуляционных навыков, необходимых для постановки данных звуков. Для этого выполняются различные артикуляционные упражнения для губ, нижней челюсти и языка. А также формируется сильная направленная воздушная струя.

  • 2. Постановка звука.


    Может осуществляться по подражанию; от других звуков и звукосочетаний; с помощью специальных упражнений, а также механическим способом с помощью логопедических зондов и зондозаменителей.


    3. Автоматизация звука.


    Проводится (по нарастанию) в слогах с разным ударением и с разной гласной; в обратных слогах; в словах; в словосочетаниях и чистоговорках; во фразах, стихах, скороговорках.


    4. Введение звука в связную речь.


    Период окончательного формирования звука 25-40 дней, иногда до 2 месяцев. Но достаточно часто встречаются случаи, требующие более длительной коррекции или автоматизации. В крайнем случае прибегают к компенсаторной артикуляции, когда ставится одноударный звук [Р].


    Частота занятий с логопедом должна быть не реже двух раз в неделю.


    В любом случае очень важна помощь родителей, особенно на подготовительном этапе и в ходе автоматизации. Необходимо регулярно выполнять рекомендуемые упражнения и контролировать речь ребёнка дома.


    Автор статьи: Позднякова Татьяна Александровна.