СТАТЬИ
Как научить ребенка выражать свой гнев более приемлемым способом?

В наших предыдущих встречах мы по вашей просьбе, дорогие родители, размышляли о том, что такое детская агрессивность, каковы причины, виды и проявления ее. Сегодня разговор пойдет о том, как помочь ребенку в момент проявления у него приступов агрессии. Та...

Как объяснить своему ребенку необычное поведение особенных детей?

О причинах детской агрессии пишется и говорится много. Чаще касаются вопросов о причинах агрессивного поведения нейротипичного, нормативно развивающегося ребенка. В качестве ситуативных причин чаще всего называют плохое самочувствие ребенка, переутомление...

Почему ребенок агрессивен? Давайте разбираться в причинах вместе.

Часто причиной может быть негативная самооценка: «Я плохой и веду себя как плохой».Действия взрослого: Как можно чаще хвалите ребенка, не стесняйтесь проявлять любовь к нему. Никогда не обсуждайте самого ребенка («ты плохой, потому что так делаешь»), а то...

Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста

Дорогие мамы, папы, бабушки, сестры, братья и все родные и близкие ребенка! В Центре Анны Белик вы получили для заполнения опросник. Хочу рассказать вам о том, что он собой представляет, как создан, как его заполнять и главное – зачем это нужно.




Два опросника: «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и жесты» и «Тест речевого и коммуникативного развития детей раннего возраста: слова и предложения» - охватывают различные сферы речевого развития детей. Опросники представляют собой русские версии двух американских опросников («The MacArthur Communicative Development Inventory»), видоизмененные в соответствии с русской реальностью и особенностями русского языка. Работа над русской версией велась сотрудниками кафедры детской речи РГПУ им. А. И. Герцена (Санкт-Петербург) с 2000 года с разрешения авторов опросников, опросник адаптирован авторским коллективом (свидетельство о государственной регистрации базы данных МАКАРТ-РУС № 201 362 04 89 от 10 апреля 2013 г., авторы С. Н. Цейтлин, М. Б. Елисеева, В. Л. Рыскина,А. Вершинина, А. М. Вершинин). База данных речи детей от 8 мес. до трех лет пополнялась путем сбора заполненных родительских опросников (768 опросников для детей в возрасте от 8 до 18 мес. (416 мальчиков и 352 девочек) и 1037 опросников для детей в возрасте от 18 до 36 мес. (487 мальчиков и 550 девочек). Нормы речевого развития рассчитывались по всем пунктам опросника и по всем возрастам – общие и отдельно для мальчиков и для девочек.


Хочу подчеркнуть, что нормы речевого развития детей получены только нашим авторским коллективом.


Первый опросник («зайчик») оценивает:

  • сколько слов понимает и говорит ваш ребенок (первое на ранних этапах даже важнее, чем второе),
  • какие жесты производит,
  • как подражает родителям, выполняя различные действия;
  • использует ли воображаемые предметы и предметы-заместители.


Второй опросник («мишка») оценивает:

  • сколько слов говорит ваш ребенок;
  • умеет ли каким-то образом сказать о прошлом, будущем, об отсутствующих предметах и обозначить принадлежность;
  • умеет ли каким-то образом отвечать на вопросы;
  • изменяет ли существительные и глаголы;
  • умеет ли соединить слова во фразу и насколько длинные предложения говорит;
  • использует ли воображаемые предметы и предметы-заместители.


Прежде чем заполнять опросник, понаблюдайте за вашим ребенком в течение нескольких дней. Заполнение – это немалый труд, но внимательная оценка речевого поведения вашего ребенка очень полезна.


По результатам заполненного вами опросника оценивается возраст развития отдельных умений. Он определяется следующим образом: количество имеющихся у ребенка пунктов (слов, жестов и т. п.) из списка в опроснике сравнивается с тем же количеством этих пунктов в норме и определяется, в каком возрасте владение этим набором характерно для 50 % детей. Такое сопоставление позволяет указать, каков возраст развития ребенка в отношении данного умения и сравнить его с паспортным возрастом ребенка на момент заполнения опросника. Это устанавливается отдельно для мальчиков и для девочек.


Это важно для логопеда.


А для вас важнее другое!


Заполнение опросника (особенно ежемесячное) очень полезно для родителей: оно позволит вам задуматься не только над речью ребенка, но и над своим собственным речевым поведением и скорректировать его.

  1. Отлично, если опросник, заполненный мамой, дополнят другие члены семьи. Развитие речи ребенка – общесемейное дело.
  2. Опросник является своего рода подробным планом развития коммуникативных умений, жестов, словаря и грамматики.
  3. Периодическое заполнение опросника позволяет увидеть картину продвижения ребенка по пути освоения языка.
  4. Анализ заполненного вами опросника позволит вам задуматься над пробелами в развитии вашего ребенка (они могут быть возрастными, индивидуальными и педагогическими) и скорректировать ваше общение с ним.


С заполненным опросником можно записаться ко мне на консультацию – и очень надеюсь, что смогу вам дать конкретные советы по развитию речи вашего ребенка.


С уважением,
Елисеева Марина Борисовна