СТАТЬИ
В первый раз в детский сад: как помочь ребёнку адаптироваться

Новые, незнакомые условия детского сада могут обернуться для ребенка большим стрессом и нежеланием посещать дошкольное учреждение. Что поможет вашему ребенку пройти период адаптации быстро и легко? 1. Ваша уверенность в том, что посещение детского сада не...

Что могут делать родители для успешного развития речи ребенка?

В первую очередь, необходимо сверить состояние речи ребёнка с некоторыми нормативными ориентирами. Чек-лист Так, с 2-3 лет ребёнок должен: различать понятия "один" и "много"; повторять цифры в правильной последовательности; понимать значение действий и пр...

Как помочь ученику начальной школы, если русский язык не является для него родным?

Прежде всего, с ребенком-билингвом необходимо как можно больше общаться. Это основное правило — залог того, что речь будет развиваться так, как нужно (если, конечно, в развитии ребенка не имеется каких-либо серьезных отклонений). Причем общение должно про...

Для чего нужна первичная диагностика ребенка?

Приходя в наш центр, родители часто хотят, чтобы с ребенком начали работу сразу, в первый же день. Они уверяют, что знают о ребенке все, и не хотят тратить время и деньги на диагностику. Однако нужно понимать, что диагностирование важно для выстраивания индивидуального коррекционного маршрута. Мы расскажем, почему это так, и из чего состоит наша диагностика.


Давай знакомиться!

Знакомство ребенка со специалистом – очень важный момент для обеих сторон. На первой встрече ребенок может не пойти на контакт с «чужой тетей», испугаться и провести все время рядом с родителем. Тогда первое занятие не сложится, и время будет потеряно. Если же контакт установить удалось – а специалист делает для этого все возможное – последующая работа пойдет быстрее: «чужая тетя» уже не такая чужая. Кроме того, процесс знакомства сам по себе может рассказать специалисту о многом: в частности, о том, насколько у ребенка развиты коммуникативные навыки. Эти особенности логопед / психолог / дефектолог будет учитывать, разрабатывая план дальнейшей коррекционной работы.


Если ребенок не идет на контакт, специалист будет наблюдать ребенка со стороны – в его общении с родителем, который привел его на диагностику, или в свободной игре. Не стоит недооценивать продуктивность такого наблюдения: для наших опытных и грамотных логопедов оно не менее информативно.


Чего изволите?

При первой встрече специалисту важно выяснить, каких результатов родители ожидают от занятий и насколько реалистично они видят проблемы ребенка. Педагог сразу скорректирует запросы, не адекватные положению дел – профессионализм и опыт позволяет наиболее объективно оценить ситуацию. Бывает, например, так, что родители обращаются из-за неправильного звукопроизношения у ребенка, а на диагностике выявляется, что без решения поведенческих и психологических проблем к постановке и коррекции звукопроизношения просто не удастся приступить. Так что диагностика показывает, потребуется ли помощь других специалистов.


Сбор анамнеза

На первой встрече специалисту важно собрать анамнез – сведения из истории развития ребёнка, информация о занятиях, которые он посещал ранее. Изучение анамнеза часто занимает большую часть времени на консультации. Здесь может оказаться важной любая деталь из истории развитии ребенка до настоящего момента. Заболевания, которые перенёс ребёнок в своей жизни. Посещал ли логопедические занятия прежде. Ходит ли в ДОУ или центр развития. Чем любит заниматься дома. Как общается с родственниками и с другими детьми. Какие методы лечения применяются в настоящее время.


Опять же, анамнез может показать, потребуется ли помощь других специалистов или прохождение психолого-медико-педагогической комиссии.


Словом, детальное обсуждение истории развития ребенка и текущей ситуации необходимо для дальнейшей работы – а для этого обсуждения, в свою очередь, нужно много времени.


«Открой рот – скажи «ааа»

Диагностика включает разные задания для детей разных возрастов. У каждого задания своя цель. Собственно проверка звукопроизношения обычно занимает несколько минут и не требует особой подготовки. А вот грамматический строй речи обследуют (для выявления трудностей в словообразовании) по подобранному дидактическому материалу.


При работе с детьми, у которых полностью отсутствует речь и/или имеются особенности развития, чаще используется динамическая диагностика – наблюдение за ребенком в ходе нескольких занятий. Дело в том, что таким детям требуется 3-4 занятия, чтобы привыкнуть к специалисту и проявить свои возможности. Только после этого можно планировать работу и строить прогнозы. Иногда работа с детьми с поведенческими трудностями требуют проведения занятий без родителей. Это необходимо, чтобы специалист выстроил отношения с ребенком и стал для него достаточно авторитетным.


«Скажите, когда мой ребенок заговорит?»

Опытный и квалифицированный специалист знает, что с прогнозами нужно быть очень осторожным, что нельзя провоцировать необоснованных надежд со стороны родителей.


Родителям важно понять, что прогресс часто непредсказуем и зависит не только от качественной работы специалиста, но от их активной позиции. Те 2-3 часа в неделю, что ребенок проводит с логопедом, не дадут заметного и стойкого результата, если родители не отрабатывают с ребенком приобретенные им навыки на практике и не поддерживают его психологически. Помните: коррекция речи требует комплексного подхода, терпения и времени.


Автор статьи - логопед-дефектолог Евгения Игоревна Ихсанова