СТАТЬИ
Как развивать слуховое внимание

Задумывались ли вы, сколько звуков слышит ребёнок в свой самый обыкновенный день? Пение птиц, журчание воды, шум проезжающей мимо машины. Эти условно бытовые шумы очень важны для дальнейшего становления речи ребёнка. Умение различать неречевые звуки, голо...

Как правильно развивать диафрагмальное дыхание и зачем?

Диафрагмальное дыхание – это дыхание «животом» с участием диафрагмы, мышцы, разделяющей дыхательную и брюшную полости. Этот вид дыхания считается наиболее естественным и продуктивным, является основой правильного речевого дыхания. Оно способствует налажив...

Как правильно развивать конструктивный праксис и зачем?

Важную роль для развития ребенка и его подготовки к обучению в школе, в частности усвоению букв и цифр играет конструктивный праксис. В ходе конструирования ребенок создает новый объект с помощью предметов окружающего мира. При этом он учится планировать ...

Аутизм: причины, симптомы, коррекция

Расстройства аутического спектра связаны с поражением центральной нервной системы и отражаются на всем развитии ребёнка. Мы расскажем о причинах, признаках и способах терапии при аутизме.


Причины

Аутизм может быть обусловлен исключительно генетикой, однако в большинстве случаев расстройства аутического спектра обусловлены сочетанием генетических факторов и условий окружающей среды – экологией, состоянием организма матери до беременности, внутриутробным развитием, процессом родов. Этот комплекс факторов влияет на формирование головного мозга и изменяет развитие и поведение ребенка.


Признаки

Симптомы аутизмы выражены в поведении и физическом состоянии ребёнка. Они могут выявиться уже в грудном возрасте, однако наиболее отчетливо покажут себя к 1,5-3 годам.


Социальное взаимодействие: ребенок не проявляет интереса к играм других детей, его трудно чем-либо заинтересовать, не повторяет движений и звуков за взрослыми. Он как бы “на своей волне” и может даже расстраиваться, если вы пытаетесь разделить с ним его занятие. Ему безразлично, рядом ли родные; он не отзывается на свое имя, избегает зрительного контакта и не отвечает на улыбку, сопротивляется объятиям.


Речевая коммуникация: ребенок не использует жесты, поздно начинает говорить, а если и знает слова, не использует их для коммуникации. Он может автоматически повторять услышанных от вас или в мультфильмах слова, никому их не адресуя; игнорировать обращенную к ним речь. Вместо того, чтобы сказать или показать родителям, чего он хочет, ребенок молча, но настойчиво подведет взрослого к связанному с желанием предмету.


Стереотипность поведения, игр и интересов: ребёнок склонен к монотонным действиям – например, включать и выключать свет, долго перебирать пальцами перед своим глазами. Характерен “нездоровый” интерес к обычным предметам быта (как правило, одному определенному - например, проводам) и безразличие к игрушкам (или внимание только к части игрушки): так, он может “прилипнуть” взглядом к вентилятору или обогревателю и крутить колесо машинки. Также он может долго вертеться вокруг своей оси, махать руками и раскачиваться, ничем не занимаясь параллельно.


Моторика: у ребенка может быть неравномерность моторных навыков. Например, ребенок неуклюж у него плохая координация, при этом у него поразительная способность удерживать равновесие, стоя на одной ноге. Другие возможные “пробелы” – нарушение оценки расстояния до предмета, неспособность удерживать предметы, трудность хождения по лестнице.


Обостренная чувствительность. Ребенок может болезненно воспринимать яркие впечатления – шум, громкую музыку, яркий свет, острые запахи, а также прикосновениям (сопротивляется одеванию, мытью, причесыванию и т.д.). Иногда это касается только одной области чувств. Так или иначе, подобная гиперчувствительность – причина того, что ребенку с аутизмом тяжело адаптироваться к новым условиям, меняющейся обстановке.


Причинение вреда самому себе и нарушенное чувство опасности. У ребенка с аутизмом может быть сниженная болевая чувствительность, приводящая к самотравмированию, и отсутствие чувства самосохранения.


Физические: расстройства ЖКТ (понос и запор, ограниченный набор принимаемых ребёнком продуктов), нарушения сна (неразличение дня и ночи, короткий и беспокойный сон, трудности засыпания).



Как общаться и обучать

Мы дадим несколько основных рекомендаций, которые помогут родителям и педагогам сделать общение и обучение ребенка с аутизмом максимально эффективными.


  • Обращенная к ребёнку речь должна быть понятной, четкой, с паузами и смысловыми акцентами.

  • Задавая ребёнку вопрос, нужно предоставлять ему достаточно времени на обдумывание.

  • Необходимо дозировать информацию, предоставлять ее порционно.

  • Наиболее сложную информацию преподносить не только устно, но и визуализируя – спровождая иллюстрациями, жестами или дублируя текстом

  • Каждое задание должно сопровождаться четкми инструкциями, примерами решения, иметь начало и конец.

  • Большое задание нужно делить на маленькие, чтобы ребёнок не пугался невыполнимой задачи[, а решал ее пошагово.

  • Увидев затруднения, связанные с социальным взаимоействием, приведите ребёнку историю-пример поведения в конкретной ситуации.

  • Предоставляйте ребёнку возможность выбирать и самостоятельно выполнять бытовые действия: так он понемногу начнет чувствовать себя независимым.

  • Последовательно обучайте ребёнкам таким социальным знакам общения, как жесты, выражения лица, мимика, язык тела. Помните: этому можно научиться наравне с чтением и письмом. Важно воспитывать их в различных условиях – дома и в общественных местах, в кругу семьи и в детском саду.

  • Тщательно готовьте ребенка к любым изменениям. Объясните, почему они необходимы и что теперь будет лучше. Расскажите в подробностях, какими будут новые условия, нарисуйте их, разыграйте сценку.

  • Спланируйте график ежедневных действий и придерживайтесь его. Поступая в соотвтетствии с его “рутинным” сознанием, вы снижаете уровень его тревожности.

  • Не акцентируйте внимание и не прерывайте жестко самостимулирующее поведение ребёнка – раскачивание, кружение, потряхивание руками. Оно помогает ему сосредотачиваться на решении школьных задач. Корректно объясняйте окружающим особенности ребёнка, покажите им, как можно ему помочь.

  • Снизьте количество отвлекающих раздражителей, как то: броские украшения, резкие духи, фоновый шум с улицы (во время занятий можно использовать бируши). Уберите вещи, не необходимые прямо сейчас. Кроме того, лучше использовать естественное освещение: лампы могут вызывать у ребенка сенсорные проблемы.

  • Используйте специальные сенсорные игрушки и приспособления (например, утяжеляющий коврик) – они помогут ребенку сосредоточиться.

  • Используйте интересы ребёнка для его умственного развития. Например, если он любит машины, пусть считает их, развивая навык работы с цифрами.

  • Профессиональная помощь

    Специалист по преодолению расстройств аутического спектра подходит к каждому ребёнку индивидуально, в зависимости от симптомов и сопутствующих нарушений. С одними детьми требуется проделать огромную работу по приобретению навыков социального поведения, преодолению чрезмерной эмоциональной замкнутости и формированию речи. Другим требуется восполнить лишь некоторые “пробелы” – настроить те или иные каналы восприятия и усвоения информации, развить моторику. С третьими нужно подключать лекарства – например, чтобы снизить гиперактивность и раздражительность, привести в норму сон и работу ЖКТ.


    Базовым и самым эффективным методом коррекции аутических расстройств специалисты считают поведенческую терапию. Она предполагает последовательное, длительное обучение гармоничному поведению с постоянным поощрением успехов. Один из главных залогов успеха терапии – рано начатая помощь.


    О расстройствах аутического спектра читайте также по ссылке.



    Если у вас есть вопросы по поводу речевой и поведенческой терапии детей с аутизмом, закажите обратный звонок специалиста, заполнив форму, или запишитесь на консультацию по телефону +7(921) 995-61-57.