Часто случается так, что, когда родители обращаются к нам за помощью в коррекции речи ребенка, выявляются нарушения поведения и внимания. Эти дефекты эмоционально-волевой сферы препятствуют работе логопеда или дефектолога над звукопроизношением и требуют первостепенной коррекции.
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) определяется как нарушение психического здоровья. Это значит, что ребенок, даже если сильно захочет, не может изменить свое поведение по желанию взрослых.
К внешним проявлениям СДВГ относят:
слабую концентрацию внимания, отвлекаемость
импульсивность
повышенную двигательную активность
Часто СДВГ сопутствуют проблемы во взаимоотношениях с окружающими, трудности в обучении, низкая самооценка.
Симптомы СДВГ
Симптомы СДВГ хорошо заметны у детей. Их можно разделить на три основные категории:
Невнимательность
c трудом удерживает внимание, недостаточно внимателен к деталям
отвлекается на внешние раздражители
с большим энтузиазмом берется за задание, но не заканчивает его
имеет трудности в организации
избегает задач, которые требуют умственных усилий
часто бывает забывчив
Повышенная активность
не может усидеть на месте, когда это требуется
проявляет беспокойство
очень разговорчив
Импульсивность
быстро дает ответы на вопросы, не дождавшись их окончания
проявляет нетерпение, когда приходится ждать своей очереди
часто прерывает и вмешивается в чужие разговоры
не может отложить вознаграждение
часто действует не подумав
Принципы взаимодействия с ребенком СДВГ
Такому ребенку требуется постоянная поддержка. Основная задача взрослых (логопеда, психолога, родителей) при работе с ним состоит в том, чтобы эффективно организовать его деятельность.
Ребенку легче работать в начале дня, он успешнее справляется с работой под наблюдением взрослого. Время от времени можно положить руку на плечо ребенка, так как любые тактильные ощущения помогают детям сконцентрировать внимание.
Уменьшить рабочую нагрузку ребенка в соответствии с возможностями. Делить периоды работы на более короткие, но более частные. Как только ребенок устал, его следует переключить на другой вид деятельности.
Занизить требования к аккуратности в начале работы, чтобы у ребенка сформировалось чувство успеха. Ребенка необходимо чаще поощрять, причем поощрения должны носить моментальный характер.
Непосредственно перед работой (занятий с логопедом, дефектологом и др) полезно попросить ребенка повторить правила. Можно также заранее обсудить, что сам ребенок хочет посоветовать себе при выполнении задания.
Инструкции для ребенка должны быть очень конкретными и содержать не более 10 слов. Говорить недолго, четко устанавливать правила и последствия их выполнения и невыполнения. Так, Логопед на занятии говорит четко, короткми фразами.
Спокойно реагировать на любой провокационный поступок ребенка. Не следует читать ему нотации, так как длинная речь не будет выслушана и осознана.
Необходимо как можно чаще предоставлять ребенку возможность выбора, так как это помогает развивать самостоятельность и самооценку.
Ребенка с СДВГ важно научить оценивать собственные чувства, эмоционально адекватно реагировать на разные ситуации. Для этого при чтении книг, просмотре рисунков важно учить его оценивать эмоциональное состояние и чувства героев, сравнивать их с тем, что чувствует и переживает он сам.
Учитывая, что к проявлениям СДВГ относятся импульсивность, дефицит активного внимания, двигательная расторможенность, нельзя требовать от ребенка быть одновременно внимательным, усидчивым и сдержаным.
Сначала желательно обеспечить тренировку одной функции. Например, тренируя у ребенка навык усидчивости и поощряя за спокойное поведение, не требовать от него активного внимания.
Также при работе с ребенком желательно использовать игры с четкими правилами, игры, способствующие развитию внимания.
Предлагаем Вашему вниманию игры, которые используют в работе наши специалисты (психолог, логопед, дефектолог) и которые родители могут практиковать дома.
Игра «Найди отличие»
Цель: развитие умения контролировать внимание на деталях.
Ребенок рисует любую несложную картинку и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.
Игра «Говори»
Цель: развитие умения контролировать импульсивные действия.
Необходимо сказать ребенку следующее: «Я буду задавать тебе вопросы. Но отвечать на них можно будет только тогда, когда я дам команду: «Говори!». Давай потренируемся: «Какой сейчас день недели? (Сделать паузу) «Говори!» и т.д.