Дефекто́лог — коррекционный педагог, который занимается обучением и адаптацией детей с отклонениями в развитии. Дефектолог формирует учебные навыки, корректирует проблемы развития и обучения в дошкольном и школьном возрасте.
Как правило, дефектолог имеет специализацию:- сурдопедагог – обучает людей с недостатками слуха
- олигофренопедагог – работает с детьми, имеющими недостатки умственного развития, нарушения интеллекта. Олигофренопедагог развивает, воспитывает и социально адаптирует детей
- тифлопедагог – воспитывает и обучает людей с нарушениями зрения
- логопед – работает с речевыми нарушениями
Когда нужна консультация и занятия с дефектологом?Дефектологи начинают работать с ребенком, как только выявлено нарушение. Важно не опоздать.
Если у ребёнка выявлена- задержка психического развития (ЗПР)
- задержка психомоторного развития (ЗПМР)
- задержка психоречевого развития (ЗПРР)
- задержка речевого развития (ЗРР)
- олигофрения (умственная отсталость)
- детский церебральный паралич (ДЦП);
- аутизм (РДА);
- синдром Дауна;
- общее недоразвитие речи (ОНР - 1,2 уровня);
- алалия моторная, сенсорная, сенсо-моторная.
Если ребёнок в дошкольном возрасте:- говорит хуже, чем его сверстники
- не обладает навыками ролевой игры
- плохо заучивает стихи,
- не может запомнить названия цветов, форм
- отстаёт от нормы по другим показателям
Если у школьника нарушения развития высших психических функций, как то:Нарушение мышления. Ребёнок с трудом решает простые логические задачи, испытывает затруднения в выделении, исключении, обобщении, сравнении.
Нарушение внимания. Ребёнок часто отвлекается, не может закончить начатое дело (игру), сконцентрироваться на задании. Внимание у таких детей неустойчивое. Часто нарушения внимания сопровождаются гиперактивностью или заторможенностью. Повышенная двигательная и речевая активность квалифицируется как «синдром дефицита внимания с гиперактивностью».
Нарушение восприятия. Ребёнок плохо ориентируется в окружающем пространстве, собственном теле, времени; часто путает правую и левую стороны, долго не может запомнить времена года, часы, месяцы. Плохо различает конфигурации предметов, не может сложить из частей целое или узнать по детали целое.
Нарушение памяти. Ребёнок долго и неохотно заучивает простые тексты. Воспроизводит стихи с ошибками, неточностями; быстро забывает материал.
Нарушения речи. Скудный словарный запас; в речи встречаются ошибки в согласовании слов. Несвязная речь, высказывание лишено последовательности.
Несформированность эмоционально-волевой сферы. Ребёнок с трудом сидит на месте и не выполняет задание до конца. У него наблюдаются смены настроения. Не умеет себя вести в общественных местах.
Как помогает дефектолог?В процессе коррекционных занятий со школьниками дефектолог исправляет или ослабляет имеющиеся у таких детей недостатки развития.
Цель – формирование определённых умений (например, навык определения последовательности звуков в слове), отсутствие которых является причиной трудностей в учёбе (например, письма под диктовку); компенсация отклонений слухового и зрительного восприятия, моторики, активной и пассивной речи, коммуникативных навыков, эмоционально-волевой сферы.
Как строится работа дефектолога
Прежде всего необходима
комплексная диагностика: обследование ребёнка у детского невролога, заключение и рекомендации психолога и логопеда-дефектолога.
Выявляется уровень развития высших психических функций, речи, восприятия, внимания, мышления,овладения ребёнком важнейшими видами деятельности (предметной, игровой, изобразительной, элементарной трудовой).
Затем дефектолог разрабатывает
индивидуальный маршрут обучения с учётом индивидуальных особенностей ребёнка и подбирает наиболее эффективные методики и приемы для преодоления специфических отклонений у ребёнка. Начинается процесс коррекционного обучения, в ходе которого обрабатываются результаты развития и
родителям наглядно представляется динамика развития.Работа дефектолога также включает консультирование родителей по домашнему обучению и привлечению других специалистов – логопеда, психолога, массажиста.
Дополнительные применяемые методики и технологии- БОС-технология
- БАК (биоакустическая коррекция)
- логопедический массаж: классический и точечный
- физиотерапия "Дэнас"
- обучающие компьютерные программы
- DVD-программы для автоматизации звукопроизношения
- интерактивные игры для детей с нарушениями устной речи
- нейропсихологическая коррекция (занятия с нейропсихологом)
При проблемах с обучением, отсутствием речи, нарушения поведения применяются методики:Сенсорно-интегрированные занятия- Игровая терапия
- ABA-терапия (Applied Behavioral Analysis) — прикладной анализ поведения Средства альтернативной коммуникации (PEKS и другие)
Формы занятий:- консультативная
- индивидуальные занятия с родителями и ребёнком
- индивидуальные занятия ребёнком ( занятия проходят в форме игры или урока в зависимости от возраста)
Продолжительность- одно занятие – в зависимости от возраста – 30-45 мин
- диагностика – 45 мин
- курс занятий – 10 встреч 2-3 раза в неделю