СТАТЬИ
Как научить ребенка выражать свой гнев более приемлемым способом?

В наших предыдущих встречах мы по вашей просьбе, дорогие родители, размышляли о том, что такое детская агрессивность, каковы причины, виды и проявления ее. Сегодня разговор пойдет о том, как помочь ребенку в момент проявления у него приступов агрессии. Та...

Как объяснить своему ребенку необычное поведение особенных детей?

О причинах детской агрессии пишется и говорится много. Чаще касаются вопросов о причинах агрессивного поведения нейротипичного, нормативно развивающегося ребенка. В качестве ситуативных причин чаще всего называют плохое самочувствие ребенка, переутомление...

Почему ребенок агрессивен? Давайте разбираться в причинах вместе.

Часто причиной может быть негативная самооценка: «Я плохой и веду себя как плохой».Действия взрослого: Как можно чаще хвалите ребенка, не стесняйтесь проявлять любовь к нему. Никогда не обсуждайте самого ребенка («ты плохой, потому что так делаешь»), а то...

Игры для пальцев

Игры для пальцев

Мы всегда напоминаем родителям, что в работе на речевым развитием ребёнка главное - заинтересовать малыша. Обучать, играя.


Пальцевые игры полезны на разных этапах развития ребёнка - и для каждого этапа они свои.


Так, в 1-2 года все движения делаете Вы, а ребёнок только наблюдает и запоминает. Нужно посадить ребёнка на колени, прижав спину ребёнка к своему животу. В первое время ребёнок может противиться игре, пытаться уйти. Держать силой не надо, по возможности ликвидируйте причину отказа (неудобство положения, хочет есть или в туалет и т.д.) или поменяйте игру. Для игры для пальцев важно поймать момент - когда ребёнок будет не возбуждён и не слишком расслаблен. Например, после купания или кормления. Идеально - если игры будут проводиться каждый день в одно время - так это станет привычной и ожидаемой процедурой.


Советы по проведению игр


  • Перед игрой слегка разотрите его руки, чтобы создать настрой и размяться

  • Чередуйте и заменяйте упражнения, чтобы ребёнку не надоедала игра

  • Ребёнок будет запоминать текст и соотносить слова с движениями постепенно, сначала он может воспроизводить его частично. Стимулируйте ребёнка к тому, чтобы он подпевал вам, «не замечайте», если они поначалу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

  • Если ребёнок настойчиво требует одну и ту же игру, не противьтесь. Ребёнку легче и интереснее повторять знакомое действие. Но постепенно добавляйте и новые тоже.

  • Подготовительные игры


    С непривычки ребёнку может нелегко даваться игра для пальцев: причиной тому - не привыкшие мышцы и, соответственно, непривычные ощущения, от которых хочется уклониться. Начинайте с самых простых игр, подходите к играм как к весёлой игре:


    ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

    Утром встали пальчики - маленькие мальчики,

    Друг другу обрадовались, Здороваться начали.

    Здравствуй, пальчик, здравствуй пальчик….(поочерёдное соприкосновение большого пальца руки ребёнка с кончиками остальных пальцев той же руки)


    МЫШКИ ИСПУГАЛИСЬ. Берём кулак ребёнка в свой кулак, как бы сверху обнимаем его. На первые 2 строчки поворачиваем аккуратно кулак ребёнка по часовой стрелке. На слове «гулять» отпускаем руку ребёнка, помогаем ему растопырить пальчики и пошевелить ими. На слова «спрятались опять», быстро собираем руку ребёнка опять в свой кулак-норку:

    Один, два, три, четыре, пять,

    Вышли мышки погулять!

    Испугались кошки, спрятались опять.


    ЕРШИ. Упражнение может выполняться на любой стороне ладони – внутренней или тыльной, если ребёнок пока ещё не даёт ладошку. На каждый ударный слог первой фразы трогаем-покачиваем пальчики от большого – к мизинцу и обратно.

    На реке камыши, расплескались там ерши

    Круг постарше (рисуем большой круг по часовой стрелке на руке)

    круг помладше (рисуем маленький круг по часовой стрелке на руке)

    круг совсем малыши (ставим - щекочем точечкой в серединке).


    Первичные игры


    Первичные игры ориентированы на простое соприкосновение пальцев, поглаживание пальцев и рук, простые круговые движения внутри ладони по часовой и против часовой стрелки. Таким образом, мы активизируем точки, связанные с речевыми зонами мозга. Всё выполняет мама, управляя руками ребёнка. Постепенно чуть усложняем игры, не просто дотрагиваясь и оперируя с пальцами ребёнка, а быстрым движением массажируя палец от основания пальца до подушечки.


    ШАЛУН - аналог всем известной "сороки-вороны". На первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша.

    Наша Маша варила кашу

    Кашу сварила, малышей кормила

    на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов

    Этому дала, этому дала,

    Этому дала, этому дала,

    А этому - не дала.

    Он много шалил,

    Свою тарелку разбил.

    Cо словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать


    БЕЛОЧКА - по мотивам народной песенки. Поглаживаем руку, расправляя кулачок.

    Сидит белка на тележке,

    Продаёт свои орешки

    поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого

    Лисичке-сестричке,

    Воробью, синичке,

    Мишке косолапому,

    Заиньке усатому.


    ФРУКТЫ-ОВОЩИ

    Как у нашей Зинки

    Овощи в корзинке:

    Вот пузатый кабачок

    Положила на бочок,

    Перец и морковку

    Уложила ловко,

    Помидор и огурец,

    Наша Зина-молодец.

    Как у нашей Зины

    Фрукты есть в корзине:

    Яблочко, груша,

    Чтоб ребята кушали,

    Персики и сливы,

    До чего ж красивы!

    Посмотрите на ранет,

    Вкуснее наших фруктов нет!


    ПОМОЩНИК:

    Посуду моет наш Антошка:

    Моет вилку, чашку, ложку,

    Вымыл блюдце и стакан,

    И закрыл покрепче кран (тут мама ловит-сжимает ручку ребёнка своей рукой)


    ИГРУШКИ

    У Антошки есть игрушки:

    Вот весёлая лягушка,

    Вот железная машина.

    Это мяч, он из резины.

    Разноцветная матрёшка

    И с хвостом пушистым кошка.


    ТРАНСПОРТ

    Будем пальчики сгибать, будет пальцы называть:

    Автомобиль и вертолёт, трамвай, метро и самолёт.

    Пять пальцев мы в кулак зажали,

    Пять видов транспорта назвали.


    ПОСЧИТАЕМ- сжимаются и разжимаются пальчики обеих рук поочерёдно

    Один-два-три-четыре-пять,

    Буду транспорт я считать:

    Автобус, лодка и мопед,

    Мотоцикл, велосипед,

    Автомобиль и самолёт,

    Корабль, поезд, вертолёт.


    ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ - от мизинца - к большому пальцу:

    Это зайчонок, это бельчонок,

    Это лисёнок, это волчонок,

    А это спешит, ковыляет спросонок

    Бурый, мохнатый, смешной медвежонок.


    ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ

    Довольна корова своими телятами,

    Овечка довольна своими ягнятами,

    Кошка довольна своими котятами,

    Кем же довольна свинья? Поросятами!

    Довольна коза своими козлятами,

    А я так довольна своими ребятами!


    ПО ГРИБЫ

    Один, два, три, четыре, пять,

    Мы идём грибы искать!

    попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца

    Этот пальчик в лес пошёл,

    Этот пальчик гриб нашёл.

    Этот пальчик чистить стал.

    Этот пальчик всё съел,

    Оттого и потолстел.


    ГОСТИ

    Стала Маша гостей созывать:

    И Иван приди, и Степан приди,

    И Матвей приди, и Сергей приди,

    А Никитушка - ну, пожалуйста.

    Вращение кистей рук к себе. Поочередный массаж пальцев на обеих руках.


    КТО ПРИЕХАЛ?

    Кто приехал? Мы, мы, мы.

    Хлопать кончиками пальцев.

    Мама, мама, это ты? Да, да, да.

    Хлопать кончиками больших и указательных пальцев.

    Папа, папа, это ты? Да, да, да.

    Большие и средние пальцы.

    Братец, братец, это ты? Да, да, да.

    Большие и безымянные пальцы.

    Ах, сестричка, это ты? Да, да, да.

    Большие пальцы и мизинцы.


    СЕМЬЯ

    Этот пальчик - дедушка (большой),

    Этот пальчик - бабушка (указательный),

    Этот пальчик - папочка (средний),

    Этот пальчик - мамочка (безымянный),

    Этот пальчик - я (мизинец).

    Вот и вся моя семья. (Хлопать в ладоши).


    Усложнённые игры:


    ДОЖДИК КАПАЕТ

    Дождик капает, Дождик капает.

    Кап -кап-кап. Кап-кап-кап.

    Пальчики обеих рук постукивают по столу.


    ЁЛОЧКА

    Праздник приближается, ёлка наряжается:

    Шарики висят (упражение-фонарики, кисти рук крутятся в воздухе)

    Звёздочки горят,

    А хлопушка – бом (хлопок в ладоши)

    Конфетти кругом!


    Одновременно с играми для пальцев используйте игры со всем телом. Эффект таких игр аналогичен массажному, более того, физическая терапия сочетается с расширением словарного запаса.

    Внимание: игры для всего тела нельзя проводить сразу после еды!


    У ЖИРАФОВ

    - обучающая игра для познания названий частей тела плюс мини-массаж. Лучше, если ребёнок лежит на спине или животе.

    У жирафа пятна, пятнышки везде. Хлопаем по всему телу ладонями.

    На лбу, на носу, на ушах, на шее, на животе, на коленях и носках. Указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела, называем любые части тела сверху вниз.

    У слонов есть складки, складочки везде. Щипаем, как бы собирая складки

    У котяток шёрстка, шёрсточка везде. Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку

    На лбу, ушах, на шее, на локтях,

    На носах, на животах, на коленях и носках. Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

    А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки). На лбу, на носу, на ушах и т.д. и дальше, покуда есть фантазия: у рыбки- чешуйки, у тигра полоски, у собачки шёрстка у курочки – перья и т.д.


    ЧАСЫ

    - эту игры, как правило, дети быстро запоминают, начинают делать сами. Садимся на коврик или подушку (на колени). Перебираем пальчиками ("бежим") от коленочек до макушки. С ребёнком ближе к 1,5 годам можно делать все его ручками.

    Мышь полезла в первый раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: “Бом!”, рука шлёпает легонько по макушке.

    Мышь скатилась кувырком.

    Руки "скатываются" на по телу вниз..

    Мышь полезла второй раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом!” Два хлопка.

    Мышь скатилась кувырком.

    Мышь полезла в третий раз

    Посмотреть, который час.

    Вдруг часы сказали: “Бом, бом, бом!” Три хлопка.

    Мышь скатилась кувырком.


    ПОЖАРНЫЕ - игра-пробуждение, активизация

    Пожарные побежали (бегите по животу снизу вверх к лицу)

    и на кнопочки нажали Пи-Пи! (нажимаете дважды на кончик носа)


    КОШКА - игра-расслабление, для снятия возбуждения. Ребёнок лежит на животике, вы поглаживаете его по спинке.

    Придёт кошка не спеша и погладит малыша.

    МЯУ-МЯУ! - скажет кошка, - наша детка хороша!


    ПАУЧОК

    Бежит-бежит паучок, бежит по стенке (рукой-паучком мама бежит по предметам, называя их)

    Бежит по…. (имя ребёнка, ребёнка щекочут)

    В этой игре важно, чтобы ребёнок следил глазами за движениями руки.

    Вы можете придумать свои индивидуальные правила игр по этому принципу


    Играйте с удовольствием!